Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Краткое содержание произведения. «Алые паруса»

Сочинение на тему «Краткое содержание произведения. «Алые паруса»»

Феерия (от слова «фея»), строго говоря, — это драматическое
произведение, в котором противоборствуют
волшебные силы и, как в сказках, побеждают добро
V и красота.
Грин назвал свое произведение феерией, потому что в жизнь Ассоль,
главной героини, приходит сказка по воле сказителя и преображает ее.

В Каперне жил старый моряк Лонгрен со своей дочкой Ассоль.
Жил трудно и бедно, его жена умерла
от воспаления легких, когда дочка была совсем
мала. Отец и дочь жили очень замкнуто, в поселке их не любили,
и девочка не имела друзей и подруг для игр. Девочка с рождения
была очень мила и со временем превратилась в настоящую красавицу.
Они жили замкнуто, но дружно, отец, как говорится, души не чаял
в своей маленькой дочурке. Не имея возможности уходить в плавание
надолго, Лонгрен стал делать детские игрушки, которые при продаже
приносили очень небольшие деньги. Расцветала добрая душа
Ассоль, и бедность никогда не огорчала ее, она всегда находила
утешение в окружающем и никогда не жаловалась, и она любила
своего неразговорчивого угрюмого отца. Любовь вообще делает
с людьми чудеса. Все же произошел один случай, который навсегда
отгородил Лонгрена от людей и темной тенью пал на Ассоль. Во
время шторма он не помог лавочнику Меннерсу, потому что тот в
свое время отказал в помощи его жене Мери, в результате чего бедная
женщина вынуждена была пойти пешком в Лисе по сырой погоде,
чтобы добыть немного денег для своей малютки. Мери заболела
и умерла. Жители Каперны были возмущены поступком старого моряка,
не протянувшего руку помощи тонущему Меннерсу. Хорошо
или дурно поступил Лонгрен? Имел ли право он сам осудить лавочника
на смерть? — А может быть, через него действовала рука Провидения,
пославшего Меннерсу такую смерть? — Трудно сказать.
Однажды маленькая Ассоль пошла в город, чтобы отдать игрушки
в лавку и получить деньги. По дороге она заигралась и встретила
одного сказочника, который предсказал ей прекрасное будущее.
Однажды за ней приплывет на белом корабле с алыми парусами
прекрасный принц и заберет ее в свой замок, где она будет с ним
счастлива. Эта чудесная сказка стала для Ассоль мечтой, в которую
она поверила сразу. Вскоре об этом узнали жители Каперны, надо
ли говорить, сколько насмешек ей пришлось выдержать. Прекрасная
мечта сбылась. Капитан Грей, мужественный и сильный, однажды
увидел на берегу спящую девушку, в которой он сразу узнал ту,
которая была предназначена ему судьбой. Тайные мечты девушки
об «алых парусах» нашли в душе капитана восторженное понимание.
И вот… Ассоль уже бежит по воде навстречу своему счастью.
Так сказка стала реальностью.
Артур Грей — герой феерии «Алые паруса» выражает позицию
автора буквально в следующем монологе: Вы видите, как тесно сплетены
здесь судьба, воля и свойства характеров; я прихожу к той,
которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого
другого, кроме нее, может быть именно потому, что благодаря ей
я понял одну нехитрую истину Она в том, чтобы делать так называемые
чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать
дрожащий пятак, легко дать ему этот пятак, но, когда душа
таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если
ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда
начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер
подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз
попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, тогда
все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не
меньшие чудеса:улыбка, нежное слово. Владеть этим-значит владеть
всем. Что до меня, то наше начало — мое и Ассоль — останется
нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца,
знающего, что такое любовь. Поняли вы меня?
Если вдуматься глубоко в смысл его слов, то станет понятен основной
закон жизни, исполняя который, человечество может узнать,
что такое счастье. Делай добро — и тогда появится новая душа, не
способная совершить зло. Если человек не будет делать добро, то его
душа постепенно станет черствой, не способной любить. В любви
человек расцветает, потому что любви чужд эгоизм, ей свойственна
жертвенность. В монологе Артура Грея есть еще одна очень важная
мысль: чудеса человек делает своими руками, но для сотворения чуда
нужна одухотворенная душа-в сердце приземленного человека она никогда
не поселяется, — и он удовлетворяется обыденными потребностями.
Какую же возлюбленную выбрал капитан Грей? Он уверен, что
Ассоль ждала только его, она выбрала его, и он должен был осуществить
ее мечту о принце.. Какая же была Ассоль? Вот ее портрет:
За ореховой рамой в светлой пустоте отраженной комнаты
стояла тоненькая, невысокая девушка, одетая в дешевый белый
муслин с розовыми цветочками. На ее плечах лежала серая шелковая
косынка. Полудетское, в светлом загаре лицо было подвижно и
выразительно; прекрасные, несколько серьезные для ее возраста
глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ.
Ее неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний;
каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно,
нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность
— стиль — был совершенно оригинален, оригинально мил; на этом
мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова
«очарование».
…В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной
неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая
игрушки, другая — живое стихотворение, со всеми чудесами
ее созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности
их теней и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности
их теней и света, падающих от одного на другое. Она знала
жизнь в пределах, поставленных ее опыту, но сверх общих явлений
видела отраженный смысл иного порядка. Здесь Грин совершенно
четко говорит о том, что Ассоль обладала духовным зрением, она
видела и чувствовала то, что находится за пределами физического
видения. Иногда — и это продолжалось ряд дней — она даже преображалась;
физическое противостояние жизни проваливалось, как
тишина в ударе смычка, и все, что она видела, чем жила, что было
вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности.
Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где,
выждав рассвет, совершенно серьезно высматривала корабль с Алыми
Парусами. Эти минуты были для нее счастьем; нам трудно так
уйти в сказку, ей было не менее трудно выйти из ее власти и обаяния.
Совершенно очевидно, что Ассоль была необыкновенной девушкой,
даже странной, но за эту странность автор и любит свою героиню.
Составляя портрет героини, Грин пользуется особым приемом:
он показывает ее читателю отраженной в зеркале. Зеркальность портрета
дает основание писателю рассуждать о двух Ассоль. Одна
Ассоль живет в реальном мире — она шьет, ведет хозяйство, ее мысли
заняты обыденными делами, она ходит в Лисе продавать игрушки,
считает деньги, заботится о своем угрюмом и печальном отце. Другая
Ассоль — живет в ожидании чуда, но и сама творит его. Она, как
волшебница, разговаривает с каштанами, с цветами, с животными.
Ее портрет неточен, в нем нет определенных черт, но в нем присутствует
оригинальность, непохожесть на других. Музыкальность
имени героини вызывает в воображении образ удивительного существа,
способного вызывать улыбку у самого мрачного человека. Старый
угольщик рядом с ней перестает думать о тяжести своего труда,
потому что в его угольной корзине, по словам Ассоль, расцвели цветы.
Она готова открыть свое сердце всем добрым людям и поделиться
с ними своими необыкновенными мыслями, но жители Каперны
слишком грубы и толстокожи, чтобы чувствовать и понимать фантазии.
Ассоль для них — предмет для насмешек.
Артур Грей родился в богатой семье, но это никак не отразилось
на формировании его души. Он рос необычным ребенком. Ассоль
росла в бедности, Грей — в богатстве, но автор нам говорит, что бедность
и богатство не влияют на человека, если он наделен «крылатой
» душой, стремящейся к Красоте и Добру.
Грей — романтический герой, он с детства живет во власти прекрасной
мечты, но в то же время он сам, особым складом своего
характера, вводит эту мечту в свою жизнь и делает ее реальностью.
В детстве у Грея было два сильных впечатления, связанных с картинами,
определивших его дальнейшую судьбу. Первое сильное
впечатление он получил от картины, на которой было изображено
распятие Христа:
(…) приставив к стене стул, чтобы достать картину, изображавшую
распятие, он вынул гвозди из окровавленных рук Христа,
то есть попросту замазал их голубой краской, похищенной у маляра.
В таком виде он находил картину более сносной. Увлеченный своеобразным
занятием, он начал уже замазывать и ноги распятого,
но был застигнут отцом. Старик снял его со стула зауши и спросил:
— Зачем ты испортил картину?
-Яне испортил.
— Это работа знаменитого художника.
— Мне все равно, — сказал Грей. -Яне могу допустить, чтобы
при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу.
Маленький Грей вопреки воспитанию, которое получают богатые
наследники, понимал произведения искусства не с точки зрения
реального изображения, а с точки зрения сострадания к чужой боли.
Он даже не думал о том, что портит картину, столь сильно было
в нем стремление исправить зло. Постепенно Грей усвоил главное
для себя — добиваться всего в жизни самому, но при этом не причинять
никому зла. Честность, открытость добру, мужественность, смелость,
способность защищать тех, кто нуждается в защите и сострадании,
— это черты идеального героя, каким и был капитан Грей.
Описание другой картины потребовало от Грина очень ярких
красок: Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень
морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображен
в последнем моменте взлета. Корабль шел прямо на зрителя.
Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт. Гребень
вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской
птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из-
за бакборта и выше бугшприта, полные неистовой силы шторма,
валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться,
а затем, склоняясь над бездной, мчать судно к новым лавинам. Разорванные
облака низко трепетали над океаном. Тусклый свет обреченно
боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее
была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиною
кзрителю. Она выражала все положение, даже характер момента…
Фигура этого человека на картине, о котором Грин говорит, что
в ней заключался весь смысл картины, и оказала сильное влияние
на жизненный выбор юного Грея. Он решил стать капитаном. В общем,
все мальчишке мечтают о героических профессиях, но не всем
удается быть верными своей детской мечте. Грею удалось. И автор
не жалеет суровых красок, чтобы нарисовать картину жизненных
трудностей, выпавших на долю совсем еще юного Артура. Все выдержал
юноша, прошел путь от юнги до капитана, завоевал любовь
и уважение сначала чужой, а потом и своей команды. И судьба приготовила
ему сюрприз: он увидел на берегу спящую Ассоль и понял,
что она и есть его возлюбленная.
Как это часто бывает в сказках, герой и героиня ищут друг друга,
преодолевают различные препятствия и наконец встречаются, а затем
живут долго и счастливо. И Грей, и Ассоль каждый по-своему
преодолевали жизненные испытания, каждый из них шел к своему
счастью своей дорогой. Ассоль никогда не расставалась с мечтой
о прекрасном принце и смогла остаться недоступной для злых наговоров
и насмешек людей. Грей, как мужчина, был очень активен,
он своими делами и добрыми намерениями определял свой путь,
который непременно должен был привести к Ассоль.Так, сказка,
некогда рассказанная сказочником Эглем, стала реальностью.
Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет
одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды
утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая
громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны,
прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без
криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и
ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к
самому берегу под под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах,
в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. «Зачем вы
приехали? Кого вы ищете? — спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь
храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к
тебе руки. «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. -Далеко-далеко отсюда
я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое
царство. Ты будешь там жить со мною в розовой глубокой долине. У
тебя будет все, что ты только пожелаешь; жить с тобой мы станем
так дружно и весело, что никогда твоя душа неузнает слез и печали».
Он посадит тебя влодку, привезет на корабль, и тыуедешь навсегда в
блистательную страну, где восходит солнце и где звезды спустятся с
неба, чтобы поздравить тебя с приездом. Сказочник рассказал очень
красивую сказку, аГрин включил ее в свое произведение и дал ейжизнь.
Она стала реальностью, а как всякая реальность, нашла свое место в
сердцах самых лучших героев. «Верьте в мечту, — говорит нам Грин, — и она
станет вашей жизнью». Но очень часто в повседневной жизни мечты
гаснут. Почему? — Наверное, потому, что мы не всегда бываем им верны.