Глава XI. Тургенев ставит под сомнение отрицание Базаровым
природы. После спора Николай Петрович отправился в сад, грустно
размышляя о той пропасти, которая разделяет его с сыном. Его мысли
снова обратились к недавнему спору с Базаровым: «Но отвергать
поэзию? — подумал он опять, — не сочувствовать художеству, природе?
». И далее дает художественное описание природы. Тургенев
не согласен с Базаровым в понимании природы как мастерской,
в которой человек работник. «Солнечные лучи с своей стороны забирались
в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин
таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен,
а листва их почти синела, и над нею поднималось бело-голубое небо,
чуть обрумяненное зарей. Ласточки летали высоко; ветер совсем
замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали над одинокою,
далеко протянутою веткою. «Как хорошо, Боже мой», — подумал
Николай Петрович, и любимые стихи пришли ему на уста…» В романе
мало картин природы, и этот поэтический пейзаж играет полемическую
роль, является тонким намеком на те испытания, которые
предстоят герою. Испытания будут, потому что герой бросил вызов
закону Любви, Природе и Искусству — вечным ценностям нашего бытия.
ГлавыХЦ XIII- Базаров в городе вместе с Аркадием. Он встречает
своих «единомышленников» — нигилистов, которых Тургенев
показывает в карикатурном виде, в «кривом зеркале». Базаров
рядом с ними по-настоящему велик. Для обрисовки характеров
Кукшиной и Ситникова автор использует сатирические краски.
Вот несколько штрихов: «Евдоксия свернула папироску своими побуревшими
от табака пальцами, провела по ней языком, пососала ее
и закурила». Описание внешности не оставляет сомнения в какой-
либо симпатии автора; да и сам Базаров не признал в ней единомышленницу.
«На кожаном диване полулежала дама, еще молодая,
белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном
платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною
косынкою на голове».
Замысливая фигуру Базарова «сумрачной и одинокой», Тургенев
использовал различные движения в сюжете. Встреча Базарова с «единомышленниками
» — это тот ход сюжета, который доказывает, с одной
стороны, одиночество Базарова, а с другой, неприятие нигилизма
самим Тургеневым. Ситников и Кукшина — сатирические карикатуры
на нигилистов.
Глава XIV. До середины романа Базаров — человек твердого
и трезвого ума, материалист по своему мировоззрению, обладающий
крепкими знаниями, уверенный в своих силах, человек гордый,
даже чрезмерно гордый, имеющий несомненное влияние на других.
Но уже с XIV главы начинается второй (внутренний) круг странствий
главного героя. С момента встречи с Одинцовой Базаров
медленно сдает свои позиции.
Замечено неоднократно в критике о романах Тургенева, что герои,
созданные художественным воображением писателя, обязательно
проходят проверку любовью. Любовь — это бескорыстное служение
любимому человеку, а герои-мужчины не выдерживают этого испытания,
что говорит об их недостаточной силе. Базаров у Тургенева
тоже проходит проверку любовью.
Сначала, увидев Одинцову на балу, Базаров с напускной развязностью
спросил: «Это что за фигура? — На остальных баб непохожа».
Подсознательно Базаров сопротивляется своему чувству, он еще пока
убежден, что не существует таинственных отношений между мужчиной
и женщиной. Но любви нельзя сопротивляться, любовь обладает
роковой силой. Одинцова в обрисовке Тургенева становится
достойной чувства такого неординарного человека.
Анна Сергеевна Одинцова, без сомнения, обладала блестящими
достоинствами. Аркадий рядом с ней чувствовал себя школьником, —
от нее исходила магическая сила настоящей женщины. Анна Сергеевна
тоже обратила на Базарова свое внимание. Эти два незаурядных
человека почувствовали притяжение друг к другу.
Тургенев штрихами намекает на изменения, которые происходят
с Базаровым в присутствии Одинцовой. «В тихом омуте… ты знаешь!
— подхватил Базаров. — Ты говоришь, она холодна. В этом-то
самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?» Он все еще развязен,
прикрывая этой развязностью свой интерес к Анне Сергеевне:
«…только у ней такие плечи, каких я не видывал давно». Базаров
вообще относится к женщинам очень пренебрежительно, вероятно,
не пришлось ему встретить достойную: «…по моим замечаниям,
свободно мыслят между женщинами только уроды».
ГлаваХУ. Глава начинается с грубых слов Базарова об Одинцовой:
«Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия
особа». Тургенев знакомит с биографией Одинцовой. «Жизнь не была
к ней благосклонна». «Характер у нее был свободный и решительный».
Опять автор штрихами подчеркивает странность поведения
Базарова в присутствии Одинцовой:«.. .и Аркадию в последний раз
пришлось удивиться: он заметил, что приятель его покраснел». «Герцогиня,
владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да
корону на голове».
Глава XVI. В усадьбе Одинцовой. Аркадий с Базаровым приняли
приглашение Анны Сергеевны погостить в ее доме в Никольском.
Базаров охотно согласился, хотя и знал, что его ждут родители.
Сначала Евгений Васильевич продолжает так же иронизировать над
аристократизмом Одинцовой, но уже начинает чувствовать себя неловко.
Приятели знакомятся с ее сестрой Катей.
Одинцовой было интересно беседовать с умным, образованным
Базаровым, в разговорах с ним были затронуты вопросы социального
и нравственного порядка.
Как материалист, Базаров полагает, что общественное переустройство
может изменить порочную природу человека: «Исправьте
общество, и пороков не будет». На что Одинцова достаточно остроумно
отвечает: «И вы полагаете, что, когда общество исправится, уже не
будет ни глупых, ни злых людей?»
Все разговоры между Базаровым и Одинцовой все больше и больше
сопровождаются внутренней симпатией с обеих сторон. Базаров
в грубоватой форме, но все же с восхищением говорит: «Да… баба
с мозгом». Базаров понравился Анне Сергеевне «отсутствием
кокетства и самою резкостью суждений». Как женщина умная, она
разгадала в Евгении незаурядную натуру, почувствовала его силу,
но, видимо, «любовь с рассудком не в ладу». Тургенев дает психологическое
объяснение холодности натуры Одинцовой. В браке она
едва выносила своего мужа и не смогла потом преодолеть отвращения
к мужчинам, хотя со временем это прошло.
Но что творится с Базаровым? Он стал рассеянным, все его мысли
были об Анне Сергеевне. Как тонкий психолог, Тургенев делает
такое наблюдение: «Базаров шел сзади ее, самоуверенно и небрежно,
как всегда, но выражение его лица, хотя веселое и даже ласковое, не
понравилось Аркадию. Пробормотав сквозь зубы: «Здравствуй!» —
Базаров отправился к себе в комнату, а Одинцова рассеянно пожала
Аркадию руку и тоже прошла мимо.
«Здравствуй, -подумал Аркадий… -разве мы не виделись сегодня?»
Глава XVII. Здесь Тургенев уже не скрывает проявления чувств
своего героя. «В Базарове, к которому Анна Сергеевна очевидно благоволила,
хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая
прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел
сердито и не мог усидеть на месте, словно что-то его подмывало;
а Аркадий, который окончательно сам решил, что влюблен в Одинцову,
начал предаваться тихому унынию». Отношения Базарова
и Аркадия постепенно изменялись, они реже виделись, к тому же
Аркадий все время проводил с Катей, с ней он чувствовал себя
гораздо увереннее, чем с Одинцовой.
Наблюдения автора за поведением Базарова вскрывают внутреннюю
обеспокоенность героя. «Одинцова нравилась ему… но он скоро
понял, что с ней не добьешься толку, а отвернуться от нее он, к изумлению
своему, не имел сил». «Кровь его загоралась, как только он вспоминал
о ней». «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше
прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому;
а оставшись наедине, он с негодованием сознавал
романтика в самом себе». Базаров понял о себе, что его теория:
«Нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя — ну,
не надо, отвернись — земля не клином сошлась» — не срабатывает, не
имеет силы. «Зачем вы, с вашим умом, с вашей красотой живете в деревне?
» — спрашивает Базаров. Слово «красота» впервые произносится
Базаровым, и читатель с удивлением отмечает, что герою свойственно
понимание прекрасного. А вскоре Базаров почувствовал и таинственность
ночи, навеянной близостью прекрасной женщины. «Базаров встал.
Лампа тускло горела посреди потемневшей, благовонной, уединенной
комнаты; сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная
свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание.
Одинцова не шевелилась ни одним членом, но тайное волнение
охватывало его понемногу… Оно сообщалось Базарову. Он вдруг
почувствовал себя наедине с молодой, прекрасной женщиной…».
Поведение его становится странным, странными становятся и мечты
его. Базаров мечтает! Если бы ему сказали об этом до встречи с
Одинцовой, он бы рассмеялся. Но главное испытание у героя впереди.
Глава XVIII. Объяснение в любви. Оно было спровоцировано
Анной Сергеевной. «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…
Вот чего вы добились». Но Одинцову пугает базаровская страсть,
«сильная и тяжелая», «похожая на злобу». Она говорит поспешно:
«Вы меня не поняли». И… спокойствие Одинцовой не было потрясено.
.. «Под влиянием различных смутных чувств, сознания уходящей
жизни, желания новизны она заставила себя дойти до известной
черты, заставила себя заглянуть за нее — и увидала за ней даже не
бездну, а пустоту… или безобразие».
Анна Сергеевна и Базаров, возможно, были достойны друг друга,
каждый обладал притягательной энергией, но в то же время каждый
из них высоко ценил свою личную свободу, и по этой причине они
не могли быть вместе.
Глава XIX. Начиная с XVIII главы Базаров постепенно теряет
все свои позиции, которые он отстаивал с такой прямотой и твердостью.
Попав во власть романтики, он уже не может быть прежним
Базаровым, называвшим любовь «гнилью, чепухой».
Сначала Базаров, естественно, не признает своего поражения,
храбрится. Прибывший Ситников его раздражает. Он даже надеется
на избавление от тягостного чувства. «Кто злится на свою боль — тот
непременно ее победит». Фраза Базарова «лучше камни на мостовой
бить, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца»
выдает его внутреннюю боль, которую он пытается спрятать за высказыванием,
еще напоминающим прежнего Базарова: «Мужчине
некогда заниматься такими пустяками; мужчина должен быть свиреп,
гласит отличная испанская пословица». Внутренние переживания
отразились и на внешности: «сумрачно и резко выделялся его поху-
далый профиль из-под нахлобученной фуражки».
Свои переживания Базаров скрывает под ироничной маской, но
к иронии примешивается бессильная горечь («А нас с вами прибили…
вот оно что значит быть образованными людьми», — уже по дороге
к родителям говорит Базаров Аркадию).
ГлаваXX. Родители и Базаров. Они его любят безумно, любят
и в то же время боятся, особенно мать. Они простые, добрые люди.
Тургенев очень трогательно описывает встречу Базарова с родителями:
«Дверь распахнулась, и на пороге показалась кругленькая, низенькая
старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке. Она ахнула,
пошатнулась и наверное бы упала, если бы сын не поддержал
ее. Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова
прижалась к его груди, и все замолкло. Только слышались ее прерывистые
всхлипывания».
Базаров, переживая отказ Одинцовой, пытается преодолеть в себе
романтика и с родителями ведет себя вроде бы по-прежнему: подшучивает
над старомодными привычками своего отца, иронизирует
над устарелыми медицинскими методами. Они благоговеют перед ним.
Он — гордость и слава добрых, наивных старичков. Читая страницы,
посвященные пребыванию Базарова у своих родителей, невольно
думаешь о великой любви родителей к своим детям.
«Арина Власьевна не замечала Аркадия, не потчевала его; подперши
кулачком свое круглое лицо, которому одутловатые, вишневого
цвета губки и родинки на щеках и над бровями придавали
выражение очень добродушное, она не сводила глаз с сына и все
вздыхала; ей смертельно хотелось узнать, на сколько времени он приехал,
но спросить его она боялась. «Ну, как скажет на два дня», —
думала она, и сердце у нее замирало».
Это наблюдение автора не оставляет сомнения в том, что Базаров
не жаловал своих родителей. Через отношения сына с родителями
Тургенев снова рассматривает конфликт поколений. Базаров выше
своих родителей по уровню знаний, и это дает ему право чувствовать
свое превосходство. Очень часто молодые люди своим максимализмом
создают пропасть в отношениях с родителями.
Тургенев штрихами описывает состояние Базарова. Ему нанесена
жестокая рана, и как бы ни храбрился, он уже не может вернуться на
свои прежние позиции, — быть самоуверенным и твердым. Читатель
чувствует неловкость за Базарова перед родителями.
«Василий Иванович отправился от Аркадия в свой кабинет и,
прикорнув на диване в ногах у сына, собирался поболтать с ним, но
Базаров тотчас отослал, говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул
до утра. Широко раскрыв глаза, он злобно смотрел в темноту:
воспоминания детства не имели власти над ним, да и к тому же он
еще не успел отделаться от последних горьких впечатлений». Рана
нанесена глубокая, и Базарову не удается залечить ее до конца романа.