Вы находитесь: Главная страница> Блок Александр> ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ А. А. БЛОКА

Сочинение на тему «ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ А. А. БЛОКА»

Александр Блок, его имя, особый мир его поэзии приходят к нам в юности. Свое творчество Блок осмыс¬лил в его единстве, называя все написанное романом в стихах, а трехтомник, который объединяет все — ли¬рику, драмы, поэмы, — «трилогией вочеловеченья».
Главная тема трилогии Блока — путь лирического ге¬роя, в результате которого он хочет отстраниться от жизненных реалий мистического мировосприятия, что¬бы понять и разделить чаяния народа, любовь, прекло¬нение перед Вечной Женственностью, Прекрасной Да¬мой и реальную любовь к Родине, России. Поэтому каждое его стихотворение — это страница большой книги, тема которой — жизнь.
В 1898—1904 годах Александр Блок создает первый цикл — «Стихи о Прекрасной Даме». Этот цикл отра¬зил стремление к вечному идеалу красоты. Лиричес¬кий герой — служитель Прекрасной Дамы, ожидаю¬щий грядущего преображения жизни. Он хочет замк¬нуться на личных переживаниях, отрешиться от всего земного:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо.
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — я ясен нестерпимо
И молча жду, — тоскуя и любя.
В этом цикле поэт не только восхищается пре¬красным, но и пытается разобраться в вопросах, ко¬торые будут волновать его на протяжении жизни: о назначении человека, о его пути, о достижении пре¬красного.
В начале 900-х годов поэт открывает для себя крича¬щие противоречия реальной действительности. Это из¬меняет весь строй его поэтического мира. Второй цикл стихов поэт назвал «Распутьем». Лирический герой здесь пытается пересмотреть свои прежние идеалы, ищет новые, пока неизвестные пути. Иногда лирический герой выступает по-прежнему в роли рыцаря, в иные минуты это глубоко раздвоенная личность. Прекрасная Дама не отвлеченный образ, как в прежнем цикле, а ча¬ще земная девушка, подруга Арлекина — Коломбина. Автор стремится понять жизнь. Потеряны прежние ори¬ентиры, а новые пока не определены. Поэтому все чаще
в стихах слышится тревога и появляются необычные фигуры: черный человек, красный карлик, бедные де¬вушки, умирающий на цыганском возу бедняк, женщи- на-самоубийца. И над всеми царит грозный город: «И меня поглотили дома». К прежнему нет возврата. Мо¬жет быть, по этой причине цикл заканчивается смер¬тью героини, которой прежде поклонялся лирический герой. Поэт всматривается в новый мир и пытается рассказать о нем:
В соседнем доме окна желты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
В том, как рассказано о судьбе рабочих фабрики, проявляется характер мыслей и чувств героя. Мотивы «Фабрики» получают свое развитие в период 1905 го¬да. Но не все герои революции понятны поэту, он думает о разрушительности стихии народного движе¬ния. События 1905 года оставили заметный след в творческой эволюции Блока. Потом был сделан шаг в его движении к народу, к России, к постижению сво¬его пути. Постепенно в душе лирического героя на¬зревает кризис, поиски идеала завели его в тупик, он презирает мещанство, но понимает, что ему нечего противопоставить. В это время Блок пишет свою «Не¬знакомку».
Начинается стихотворение с реалистической, хотя и ярко окрашенной иронией картины петербургского пригорода с «пылью переулочной», «скукой загород¬ных дач». Но это только одна сторона. Уже в началь¬ных строках «Незнакомки» слышится трагическая но¬та — «раздается детский плач». Строки о банальной романтической луне лишь подчеркивают трагизм су¬ществования лирического героя в «страшном мире» го¬рода. Образы неба, луны расширяют границы проис¬ходящего.

Из глубин раздвоенного сознания поднимается меч¬та. Она приходит в образе героини — существа таинст¬венного. Это то ли реальная женщина, то ли видение — «иль это только снится мне». Портрет ее представлен романтически — в дымке, тумане:
…Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Незнакомка — это красивая мечта, сказка. Ее образ одухотворен лирическим героем. Она для него являет¬ся символом красоты, которая спасет мир. Ее непохо¬жесть на остальных, отвлеченность, даже одиночество («всегда без спутников, одна») поднимают ее над пош¬лостью обыденной жизни. Но герой не может понять, что же это — фантазия или «сокровище» сердца героя, способного верить в лучшее, искать его и, наконец, среди пошлости распознать истинную красоту. Но на самом деле красота, идеалы оказываются лишь плодом фантазии:
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Стихотворение «О, весна, без конца и без краю…» в какой-то мере продолжает внутреннюю тему «Незна¬комки». Но весна здесь представлена не просто как вре¬мя года, а скорее как чувство, пробуждение жизненных сил и творческих порывов. Любовное чувство у Бло¬ка — всегда проявление жизни во всех ее противоречи¬ях и стимул к творчеству, борьбе: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!» Что же такое жизнь для поэта? Прежде всего — жизнь духа, нерав¬нодушие к проблемам современности. Это жизнь Роди¬ны, России:
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томление рабских трудов!
Это и жизнь сердца — любовь. Любимая женщина для поэта — тайна.
С неразгаданным именем Бога
На холодных и сжатых губах.
Она прекрасна и холодна. И этот холод пьянит. Женщина — символ стихийного начала. «Буйный ветер в змеиных кудрях» — проявление необузданной сти¬хии природы, жизни. И лирический герой готов проти¬востоять этой силе, потому что поединок этот и есть выражение жизни, любви.
В Ленинграде, в Доме-музее Блока на столике по¬эта стоит портрет. Это портрет Любови Дмитриевны Менделеевой — дочери великого химика и жены вели¬кого поэта. Именно любовь к этой женщине Блок про¬нес через всю жизнь.
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной стояло на столе —
так начинается одно из лучших стихотворений Блока. Стихотворение вошло в книгу «Ночные часы» (цикл «На родине»). Оно об одиночестве и горечи разлуки, о потерянном счастье. Это один мотив. Другой — лю¬бовь уводит человека от битв, от подвига жизни в мир красивый, но далекий, от жизненных бурь. Эта тема бу¬дет развита в поэме «Соловьиный сад». Поэт называет героиню «милой», «нежной», но несчастной. Она, как и лирический герой, живет на «горестной земле», и не¬удовлетворенность терзает и ее. Еще одно качество ге¬роини называет поэт — гордыня. Это душевная неуспо¬коенность, неумение смириться. «В сырую ночь», в не¬известность уходит она, сильная, смелая.
Трагедия героя не только в том, что любимая отда¬ла «судьбу другому», но и в общей надломленности су¬ществования. «Уже не мечтатель, я крепко сплю» — вот как охарактеризовано его состояние. Это уже дале¬ко не тот человек, который видит идеал в Незнакомке. Лирический герой — пессимист.
Россия в творчестве Блока многолика. Но одно чув¬ство — безоглядная любовь — пронизывает все стихи поэта. Россия для Блока — вся его жизнь. Любовь к Родине — чувство глубокое, нежное, как любовь к ма¬тери, жене:
О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?
В то же время в стихах поэта звучит мотив неуспоко¬енности, борьбы. Так, в цикле «На поле Куликовом» за¬печатлена Россия, устремленная вперед сквозь битвы и испытания, летящая в будущее. Герой цикла — это бо¬рец, воин времен Куликовской битвы и вместе с тем со¬временник поэта. Родина — самое дорогое для него.
Лирический герой Блока прошел путь от влюблен¬ного пылкого юноши, мечтателя, пытавшего постигнуть тайну Прекрасного, до борца, защитника Родины. Та¬ким был и путь поэта.