Вы находитесь: Главная страница> Ахматова Анна> ЛИРИЧЕСКИЙ МИР А. А. АХМАТОВОЙ

Сочинение на тему «ЛИРИЧЕСКИЙ МИР А. А. АХМАТОВОЙ»

Анна Ахматова прожила насыщенную жизнь, пол¬ную драматизма и в то же время счастливую. Ее мно¬гие считали королевой русской поэзии, поэты призна¬вались ей в любви. Но судьба уготовила ей множество испытаний. Погиб муж — Николай Гумилев, репресси¬ровали сына. Да и сама поэтесса подвергалась гонени¬ям и преследованиям. Но, не смотря ни на что, ее по¬эзия — это вера в светлое будущее, в торжество добра над злом.
В поэзии Ахматовой соединились поиски акмеизма с традициями русского фольклора, русской и зарубеж¬ной классики, мировой культуры. Духовная и творчес¬кая эволюция поэтессы — это бесконечный поиск объек¬тивного смысла таких общечеловеческих ценностей, как любовь, верность, дружба, милосердие и гуманизм. В ли¬рике Ахматовой присутствуют и образы-символы, и им¬прессионистские картины, и стихотворения-новеллы, и монологи-исповеди, и классические формы баллады, элегии, сонета.
В своих первых книгах «Вечер» и «Четки» Ахмато¬ва отразила богатый спектр эмоций женской души (стихотворения «Песни последней встречи», «Рыбаку», «Вечера» и другие). Ранняя лирика Ахматовой несет на себе отпечаток любовных мук, разрыва отношений между влюбленными. В стихотворениях такого рода отображена драма героини, которую не могут любить по-настоящему. Причины этой драмы кроются в без¬духовности и эгоизме избранника. Стихи-миниатюры были предельно лиричны и внутренне драматичны. В ее ранних стихах поражало сочетание нежности, хрупкости чувства с твердостью и отчетливостью сти¬ха. Любовь у Ахматовой, несмотря на свою драматич¬ность, осмыслена как общечеловеческая ценность, ко¬торая может спасти и возвысить человека в этом «страшном мире»:
То пятое время года,
Только его славословь.
Дыши последней свободой,
Оттого, что это любовь!
Новое слово про любовь требовало ярких метафор, книжных обращений, возвышенных интонаций:
Но иным открывается тайна
И почиет на них тишина.
В этих строках говорится о людях, которые откры¬ли в себе великую истину любви.
Лирический мир Ахматовой — не только поэзия любви. Еще в дооктябрьский период проявилась новая тема лирики поэтессы — роль женщины в обществе и семье.
Важнейшей ценностью для Ахматовой всегда оставалась мировая литература. Поэтесса увлека¬лась творчеством Пушкина. Может быть, под влия¬нием Пушкина Ахматова выразила свое творческое становление в образе Музы. Скоро Муза Ахматовой вышла за рамки акмеизма. В это время в лирике все чаще слышится мотив гражданского долга поэта. Этот долг поэтесса видит в том, чтобы «лечить слеп¬цов» и провозглашать истину толпе. Ахматова никог¬да не была равнодушна к судьбе страны. Но по-на¬стоящему Ахматова задумалась о судьбе народа в го¬ды первой мировой войны. Здесь можно выделить такие стихотворения, как «Июль 1914 года», «Май¬ский снег». В антивоенных произведениях звучат мотивы протеста против угнетения и насилия. Ахма¬това избегала официального патриотизма. Ей были более близки лермонтовские традиции незаметной, но истинной любви, тихой Родины, ее огромных посе¬лений, где жила, работала необъятная крестьянская Россия:
Приду туда, и отлетит томленье,
Мне ранние приятны холода.
Таинственные, темные селенья —
Хранилища бессмертного труда.
В 1917 году Ахматова написала стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…».
Это стихотворение — отповедь бросившим Родину. Ахматова уже теперь знала, что главное для нее — это быть вместе с народом на всех его путях и пере¬путьях.
В тридцатые годы она снова возвращается к фольк¬лору — к народному плачу, причитанию. Ее материн¬ское горе соприкоснулось с бедой многих и многих мате¬рей. В «Реквиеме» она поставила перед собой задачу — создать памятник великому народному горю — всем, кто стоял вместе с нею в тюремных очередях, обездоленным и замученным:
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
Именно в «Реквиеме» появилась знаменитая поэти¬ческая формула: «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был».
Великую Отечественную войну Ахматова встретила с гневом и ненавистью:
Вражье знамя Растет, как дым,
Правда за нами,
И мы победим.
В это время Ахматова пишет свою «Поэму без ге¬роя», где выносит окончательные приговор маскарад¬ному миру предреволюционных лет. С болью она пи¬шет об уходящей России:
…От того, что сделалось прассом,
Не сраженная смертным страхом И отмщения зная срок,
Опустивши глаза сухие И сжимая уста, Россия В это время шла на восток.
Лирический мир Анны Ахматовой постоянно пре¬ображается и никогда не останавливается в своем развитии. И ранняя лирика — лирика любви, и более поздняя — лирика патриотизма и гражданского долга говорят о неустанном творческом поиске поэтессы. Но если в ранних произведениях доминирующей была любовь, то в более поздних, наверное, не любовь за¬хватывает мир, а именно мир с его историческими раскатами и страстями, с его великолепием и жесто¬костью, с его варварской низменностью и торжеству¬ющей над позором высотою духа определяет тональ¬ность поэзии.
Пути познания мира, Родины, народа и самого себя бесконечны и разнообразны, и каждый поэт, писатель ищет здесь свою дорогу, свои заповедные тропы. Анна
Ахматова шла к постижению большого мира эпохи, Ро¬дины, народа через свою интуицию, потом ко все более осознанному чувству своей принадлежности родной земле. В стихотворении «Родная земля» она придала этому образу широкий философский смысл:
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах,
И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно своею.
Но о чем бы ни писала Ахматова, что бы ни попада¬ло в поле ее зрения, все она мерила своей строгой не¬усыпной совестью. Сама поэтесса признается:
Одни глядятся в ласковые взоры,
Другие пьют до солнечных лучей,
А я всю ночь веду переговоры С неукротимой совестью своей.
Велик и многообразен мир поэзии Ахматовой. Ее ли¬рика, пришедшая в литературу в начале XX века, ка¬жется нам сегодня как бы всегда существовавшей, жив¬шей от века — как русский пейзаж, как блеск луны на невской волне, как белая ночь, похожая на прозрачный сон, как стихи Пушкина и как сама любовь.