Во второй половине XIX в. русская литература и культура переживают расцвет. В общественной жизни страны в этот период происходят важные события:
Крымская война, многочисленные крестьянские волнения, отмена крепостного права, становление капитализма. На арену идеологической борьбы выходят разночинцы. Начинается процесс формирования «нового человека», его общественного и нравственного самосознания. В литературе идет полемика между сторонниками «чистого искусства» и приверженцами «гоголевского» направления, позже — между «почвенниками» и «западниками». Под воздействием идеологии разночинцев развиваются идеи «реальной критики», поднимается проблема положительного героя. Творческие поиски писателей-реалистов приводят к новым художественным открытиям, обогащению жанра романа, усилению психологизма.
Во второй половине XIX в. появляется целая плеяда талантливых русских писателей: И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. Н. Островский, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ (1823-1886)
Творчество А. Н. Островского продолжало традиции Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Он создал национальную драматур — гию, открыв новых героев и новые конфликты, отражавшие коллизии современной российской действительности. Островский обогатил жанровую палитру русского театра. Им написаны комедии («Не все коту масленица», «Правда — хорошо, а счастье лучше»), психологические драмы («Последняя жертва», «Бесприданница»), социально-бытовые драмы («Бедность не порок», «Гроза»), сатирические комедии («Лес», «Волки и овцы»), исторические драмы («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Сон на Волге»), сказка («Снегурочка»).
Творческий путь А. Н. Островского делится на следующие периоды:
Ранний (1847—1851) — поиски пути в литературе, первая комедия «Банкрот» («Свои люди — сочтемся»);
Славянофильский («мбсквитянинский») (1851 — 1855) — сближение с журналом «Москвитянин», увлечение славянофильством. Идеализация патриархальности. Написаны пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись»;
Предреформенный («современниковский») (1856— 1860) — связь с редакцией «Современника», увлечение демократическими идеями, критическое отношение к патриархальной старине. Создает «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Гроза» и др.;
Пореформенный (1861 — 1866) — разработка и воплощение идеи русского национального театра. Написаны пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», «Не от мира сего» и др.