Вы находитесь: Главная страница> Ахматова Анна> Любовная лирика Анны Ахматовой

Сочинение на тему «Любовная лирика Анны Ахматовой»

Мне кажется, что очень трудно выделить из творчества Ахматовой, особенно из ее раннего творчества, то, что можно было бы назвать, в отличие от других ее стихов, «любовной лирикой». Потому что все, что она пишет, написано или о любви, или в присутствии любви, или при воспоминании об ушедшей любви:

Молюсь оконному лучу —
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце — пополам.

Казалось бы, в этом стихотворении о любви — ни слова. Сказано только: «Сегодня я с утра молчу, а сердце — пополам». Но уже возникает впечатление тайной, скрытой от посторонних глаз любовной драмы, может быть, сыгранной в одиночку. В стихотворении — тоска о человеке, который, может быть, и не подозревает о происходящем, о том чувстве, которое вызывает.

Вообще, даже самые откровенные любовные стихи Ахматовой — тайные и о тайном, это не крик, даже не слово, обращенное к возлюбленному, как это почти всегда бывает у Марины Цветаевой. Это скорее образ, чувство, возникшее при встрече с любимым:

Тот же голос,
Тот же взгляд,
Те же волосы льняные.
Все как год тому назад.

Душевная буря, смятение чувств, когда падает сердце и холодеет в груди, когда каждое малое расстояние растягивается на мили, когда ждешь и желаешь лишь смерти, передаются Ахматовой скупыми подробностями еле заметных, скрытых от чужого, постороннего глаза деталей. В стихах всегда выдается то, чего никто бы не заметил:

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

И поэтому, когда вдруг раздается: «И когда друг друга проклинали в страсти, раскаленной добела…»,— это производит впечатление взрыва. Это и есть взрыв — внутренний взрыв сознания.

В стихотворении «Любовь» это чувство является в образах незаметных и иеразгадываемых сразу, потаенных. И действует она «тайно и верно», стреляет тем более наверняка оттого, что стреляет из засады:

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует…

И в этой постоянной скрытости, завороженности чувства чудится какая-то тайная рана. Недаром сетовал Гумилев: «Из города Киева, из города Змиева, я взял не жену, а колдунью…»

Ахматова — мудрая и сильная — в неожиданно налетающие минуты слабости признается:

Я не прошу пи мудрости, ни силы.
О, только дайте греться у огня!
Мне холодно… Крылатый иль бескрылый,
Веселый Бог не посетит меня.

Ее любовь, как тайная болезнь,— неотвязная и скрываемая, изнуряющая и не приносящая утоления. В этом — вся Ахматова. Этим неповторима ее любовная лирика.