Вы находитесь: Главная страница> Тютчев Федор> Любовная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Сочинение на тему «Любовная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета»

Любовная лирика занимает важное место в поэзии Тютчева и Фета, так же как и любовь играла значительную роль в жизни того и другого поэта.
В душе Тютчева это чувство рождалось несколько раз. В 1822 году он познакомился с Амалией Лерхенфельд, когда ей было 14 лет. Поэт увлекся девушкой. И в его лирике есть несколько стихотворений, посвященных ей.
Одноизних «Я помню время золотое…» —написано между 1834 и 1836 годами. Это воспоминание о времени, проведенном с Амалией. Тютчев называет его «золотым», а героиню— «младой феей». Он использует эмоциональные эпитеты (« милый край », « ветер тихий », «счастливый день»), отражающие состояние лирического героя в те минуты, когда он находится рядом со своей возлюбленной.
Другое стихотворение, посвященное Амалии Лерхенфельд ( « Я встретил вас — и все былое…»), написано много позже — в 1870 году. Здесь поэт повторил строку: «Я вспомнил время золотое », и мы видим, что Тютчев сохранил нежные чувства к Амалии. Он пишет:
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та же в душе моей любовь!..
Но увлечение Амалией Лерхенфельд было недолгим. В1862 году Тютчев вступил в брак с вдовой Элеонорой Петерсон (урождённой графиней Ботмер). В связи с этим появились стихотворения, посвя- щённые ей и обогатившие любовную лирику Тютчева. Об Элеоноре он писал, что в течение всей его жизни с ней « не было ни одного дня, когда… она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновения, умереть за него». Рассмотрим стихотворение «Cache-cache» (1829), которое, по утверждению В. П. Быкова, исследователя поэта, «вероятнее, всего относятся к Элеоноре Петерсон». Оно наполнено любовью, поэт сравнивает свою возлюбленную с мотыльком:
Влетел мотылек, и с цветочка на другой,
Притворно-беспечный, он начал порхать.
О, полно кружиться, мой гость дорогой!
Могу ли, воздушный, тебя не узнать?
В 1838 году Элеонора умерла после потрясения, вызванного пожаром на корабле, где она оказалась с тремя детьми. Через десять лет после её смерти Тютчев пишет стихотворение «Ещё томилось тоской желаний…», посвящённое памяти Элеоноры. Он говорит о незабываемом образе любимой, о стремлении поэта к слиянию душ. Характерно сравнение героини со звездой:
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной, везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…
Также в любовной лирике Тютчева есть произведения, по- свящённые Эрнестине Дернберг, которая стала женой поэта после смерти Элеоноры. Среди них стихотворения «1-е декабря 1837» и «Не знаю я, коснется ль благодать…» (1851). Первое было вызвано свиданием с Эрнестиной в Генуе. А второе написано в первый год романа с Е. А. Денисовой. Здесь поэт сознаёт грешность своей души:
Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдёт ли обморок духовный?
Но особое место в любовной лирике Тютчева занимает «Де- нисьевский цикл», в котором запечатлена история любви поэта к Елене Александровне Денисьевой. Любовь здесь выступает как любовь-страсть.
В стихотворении «О, как убийственно мы любим…»(1851) поэт говорит о том, что любовь приносит страдания. Он пишет:
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь её она легла!
Автор понимает, что любовь губительна, что в страсти незаметно её разрушительное действие. Но в мучениях героини виноват не только поэт, но и окружающие люди («Толпа, нахлынув, в грязь втоптала // То, что в душе её цвело»). В стихотворении «Предопределение» (1852) Тютчев говорит о неизбежности страданий в «союзе души с душой родной». Он как бы предсказывает раннюю смерть Денисьевой и своё состояние после этого, близкое к помешательству.
В стихотворении «Я очи знал, — о, эти очи!..» (1852) мы видим романтический взгляд Тютчева на любовь. Здесь представлен романтический портрет героини. Поэт сравнивает её очи с «волшебной, страстной ночью», использует олицетворение— «взор дышал». Характерно, что взгляд возлюбленной поэта соотносится и с наслаждением, и со страданием:
Дышал он грустный, углубленный
В тени ресниц её густой,
Как наслажденье, утомленный
И, как страданье, роковой.
Среди стихотворений «Денисьевского цикла» интересна «Последняя любовь» (1854). Здесь поэт сравнивает последнюю любовь с вечерней зарей:
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Тютчев использует многократные повторы «сияй, сияй, прощальный свет», «помедли, помедли, вечерний день», «продлись, продлись, очарованье».
Ещё хотелось бы отметить два стихотворения этого цикла — «Она сидела на полу…» (1858)и «Весь день она лежала в забытьи…» (1864). В них рисуются конкретные эпизоды из жизни героини. Зола в стихотворении «Она сидела на полу…» как бы олицетворяет собой сгоревшую любовь. Героиня отрешена от внешнего мира, для неё жизнь кончена:
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
В другом стихотворении отражены воспоминания о последних днях жизни Денисьевой. Тютчев восхищается её чувством, сознает всю его глубину. Он пишет:
Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому ещё не удавалось!
О господи!., и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
То есть здесь отмечено также и дьявольское отношение поэта к любви, которое ярко раскрыто в произведении «Блудницы» (1852). Автор подчеркивает роковое начало в любви:
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!
Так представлена любовная лирика в творчестве Тютчева. Совсем по-другому тема любви раскрыта в лирике Фета.
Во-первых, он считал её основной своей поэзией. Обычно у него образы героинь лишены конкретности. Характерным примером является стихотворение «Только в мире есть…» (1883). Оно не посвящено какой-то определённой женщине, в нём даже нет героини. Поэт пишет:
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Исключением является стихотворение «На заре ты меня не буди…». В нём автор даёт портрет героини:
И, чернясь, бегут на плечи
Косы лентой с обеих сторон.
Также не определён и образ лирического героя, что свойственно даже тем стихотворениям, которые носят автобиографический характер. Нужно сказать, что поэзия Фета в целом не автобиографична, так как для него жизнь и поэзия были совершенно различными сферами бытия. Но в его любовной лирике есть стихотворения, посвященные Марии Лазич, любовь к которой была единственной в его жизни.
В стихотворении «Неотразимый образ» (1856) поэт рисует незабываемый образ возлюбленной:
В уединении забудусь ли порою,
Ресницы ли мечта смежает мне, как сон, —
Ты, ты опять в дали стоишь передо мною,
Моих весенних дней сияньем окружён.
Автор подчёркивает, что для любви нет никаких границ, «ей не страшна зияющая бездна». Чтобы создать более сильное впечатление, поэт использует двойные эпитеты: «кумир изменчивый и бренный», «опятьчиста,светлая».
В стихотворении «В благословенный день, когда стремлюсь душою. ..»(1857) Фет говорит, что воспоминания о любимой, которую он сравнивает с «ангелом кротости и грусти», просветляют душу.
Вообще, мы видим, что все стихотворения, посвящённые Марии Лазич, написаны после её смерти, то есть творчество помогало Фету преодолеть страдания, которые он испытывал, горько сожалея о невосполнимой утрате. Только после смерти возлюбленной он понял, что они должны были соединить свои судьбы, чтобы быть счастливыми. И сознание невосполнимой потери, грусти и страдания проявлялись в стихотворениях, в каждом из которых видно раскаяние. Читая их, мы понимаем, что перед поэтом возникал образ любимой при малейшем напоминании о ней. В стихотворении «Старые письма» (1859) он пишет:
Давно забытые, под лёгким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Всё, что давным-давно утрачено душой.
Лирический герой признаётся:
Нет, я не изменил. До старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви,
И старый яд цепей, отрадный и жесткий,
Ещё горит в моей крови.
(«Нет, я не изменил. До старости глубокой…», 1887)
Марии Лазич посвящено стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» (1850), являющееся шедевром мировой любовной лирики. Характерно, что Фет запечатлевает мимолетное состояние лирического героя, «момент чувства».
Среди стихотворений, посвящённых Марии Лазич, хотелось бы отметить ещё несколько — «Ты отстрадала, я ещё страдаю…» (1878), «В тиши и мраке таинственной ночи…» (1864) и «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок…» (1885).
Выше мы рассматривали поздний цикл Тютчева, посвященный Денисьевой. У Фета есть поздний цикл, но до сих пор не известно, кому он адресован. В него входят стихотворения 1882-1892 годов, где поэт пишет о любви в настоящем. И исследователи не могут понять: это чувство существовало в его воображении или это настоящая любовь? К таким произведениям относится стихотворение 1887 года «Не нужно, не нужно мне проблесков счастья…».
Таким образом, мы видим, что любовная лирика Тютчева очень конкретна, она посвящена определённым женщинам, в то время как женские образы в стихотворениях Фета подобной конкретности лишены.