Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Любовь и красота в поэзии Владимира Соловьева

Сочинение на тему «Любовь и красота в поэзии Владимира Соловьева»

Как будто чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне —
И землю чувствуют родную
И в небо просятся one…

А. Фет

«Страшно кажется возлагать на красоту спасение мира, когда приходится спасать саму красоту»,— пишет великий русский философ и поэт Владимир Соловьев. Сын замечательного русского историка С. М. Соловьева, пройдя в юности все этапы духовных исканий от атеизма и полного отрицания присутствия в мире Христа до полного приятия официальной православной доктрины, он многое из того, что пережил и передумал, выразил не в форме философских трактатов, а в замечательных стихотворениях. Их не очень много было написано за сравнительно недолгую, но творчески напряженную и продуктивную жизнь,— около трехсот. Однако решающее влияние его поэтического наследия на последующий литературный процесс в России отмечено всеми. А Блок называет его своим единственным учителем и готов величать королем поэтов.

В чем же дело? Его стихи просты по форме. В них отсутствуют сложные и громоздкие построения, он мыслит легко и изысканно. Его муза близка Тютчевской — тот же голос, те же слова, интонации. Однако принадлежность поэта своему времени и времени будущему определяется не столько эстетическими пристрастиями его, сколько содержанием образов, их символической наполненностью.

Поэтическая тематика достаточно традиционна и однообразна: любовь, природа, смысл человеческого бытия, Россия. Нетрадиционно исполнение этих тем. Так исполнение сонаты Бетховена выпускником музыкальной школы отличается от виртуозной интерпретации того же произведения великим маэстро. Соловьевская трактовка «вечных тем» имеет собственное, оригинальное звучание.

По Соловьеву, среда обитания человека, мир, вселенная ~ материальное отражение идеального, духовного мира и вселенной. А степень близости мира материи миру духовному определяется количеством красоты в нем. Красота же для поэта — то, что проглядывает, просвечивает сквозь материю. Она — степень ее просветленности:

И в явном таинстве вновь вижу сочетанье
Земной души со светом неземным,
И от огня любви житейское страданье
Уносится как мимолетный дым.

Мир для поэта — юдоль плача. И человек в нем — страдающее, раздвоенное существо. Единственное, что он имеет,— это свобода. Она позволяет выбирать ему дороги, он сам волен «страдать иль наслаждаться», «любить иль ненавидеть».

Когда же сам, разбит, разочарован,
Он вспомнить захотел святую красоту,
Язык кощунственный, к земной пыли прикован,
Напрасно призывал нетленную мечту.

Ну что же, может произойти и такое. Однако, вслед за Достоевским, Соловьев верит, что мир спасет красота. Красота и любовь. Земная любовь, по его логике, есть отражение небесной. Любовь к женщине есть поистине стремление к вечной женственности, к сияющему образу Софии Премудрой, воплощению и символу Богородицы. Любовь просветляет, облагораживает, преображает: «И светлою росой она его омоет, огонь стихий враждебных утолит». Здесь, конечно, много от средневековья, от образа Прекрасной Дамы, но точно так же здесь много от И. Бунина периода «Темных аллей» и от «Незнакомки» А. Блока, от будущих времен, которые Соловьев питает своими идеями и образами:

Вся в лазури сегодня явилась
Предо мною царица моя,—
Сердце сладким восторгом забилось,
И в лучах восходящего дня
Тихим светом душа засветилась…

Женщина для поэта — это царица, ее лик освещен неземным сиянием. Она прекрасна, достойна поклонения и любви. Но любви не земной, не плотской, а истинной — небесной любви. И никаких иных чувств и мыслей не может вызвать изображенный Соловьевым образ. Она приходит в мир, к людям. Она — весна жизни, ее спасение. Она — то, что своей слабостью и лаской победит и низринет «во прах» темные силы бытия.

Любовь и красота для поэта — знаки присутствия в этой жизни высших, божественных сил. Они — залог победы космического ума над хаосом, добра над первобытным злом. Любовь земная — это явление мировой души в природе. Подчиняясь ей, человек подчиняется божественному, мировому порядку, творчески участвует в его становлении:

Гордого духа порывы и нежность любви беспредельной,
Все-то в одну непреклонную силу сольется, волшебным,
Мощным потоком все думы людские обнимет,
Цепь золотую сомкнет и небо с землей сочетает.