Осип Мандельштам писал в своей статье «О любви»: «Любовь меняется, ибо меняется сознание и духовное содержание человека… Любовь — не отвлеченное понятие, а живая реальность… Любовь — непрерывная цепь чудес… Само возникновение любви — чудо… В любви есть неиссякаемый источник лиризма. Вероятно, поэтому любовь всегда была основной темой поэзии… Любовь — не только тема поэзии, но и ее источник…»
Сегодня невозможно представить наш духовный мир без произведений прекрасных поэтов «серебряного века» (А. Ахматовой, В. Пастернака, А. Блока, М. Цветаевой). Больше всего мне понравилась любовная лирика А. Блока своей неоднозначностью, таинственностью, недосягаемостью.
Александр Блок жил и творил на рубеже двух эпох: он оказался последним великим поэтом старой России, завершившим поэтические искания всего XIX века, и его же именем, как автора поэм «Скифы» и «Двенадцать», открывается первая страница русской поэзии нового времени. По природе своего гениального дарования Блок был лириком. Если самые знаменитые его пьесы и поэмы на протяжении времени претерпевали разное к себе отношение, от восторга до неприятия, то его лучшие любовные стихотворения всегда считались образцом совершенной поэзии наравне с шедеврами Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета.
Блок вошел в мир людей не с недовольством и недоверием, а с любовью. Его поэзия была «живой водой», источником, испив из которого человек очищался и становился Человеком. Главной особенностью его лирических стихотворений является то, что они всегда были нерасторжимо связаны не только с непосредственными событиями личной жизни поэта, но и с историей, временем, в которое ему довелось жить. «Личная страсть поэта, — считал Блок, — всегда насыщена духом эпохи». Сам он прошел через многие испытания, обманы, соблазны, прежде чем до конца осознал, чем становится любовь в бесчеловечных условиях «страшного мира».
По мнению Блока (в то время он находился под влиянием идеалистической философии Владимира Соловьева), миром должна править идея Вечной Любви; именно она должна восторжествовать и переделать людей к лучшему. Не через вражду и ненависть, а через Любовь поэт хотел связать себя со всем миром.
Цикл «Стихов о Прекрасной Даме» ознаменовал начало творческого пути А. Блока как уже сложившегося и самобытного художника. Этот цикл был вдохновлен возлюбленной и женой поэта — дочерью великого русского ученого Любовью Дмитриевной Менделеевой. Главной героиней стихотворений является Прекрасная Дама — образ гармонии, красоты, любви, духовного начала всего живого, воплощение Вечной Женственности. Лирический герой, рыцарь Прекрасной Дамы, давший обет вечного служения своей возлюбленной, своей Деве, Заре, ожидает грядущих преобразований:
Предчувствуя Тебя. Года проходят мимо —
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Одиночество, тоска, жажда встречи с Ней, боязнь, что Она окажется не такой, какой представляется ему, переполняет душу лирического героя.
Безотрадному сну я не верю,
Погрузив мое сердце в покой-
Скоро жизнь мою бурно измерю
Пред неведомой встречей с тобой…
Лирический герой этого цикла, вглядываясь в себя и окружающий его мир, поднимает вопросы, волнующие людей во все времена: о назначении человека, о его пути, о стремлении к совершенству, прекрасному.
Поэт воображал себя «богом таинственного мира», думал, что вся вселенная заключена в его мечтах.
Но образ Прекрасной Дамы не может оградить лирического героя Блока от реальной жизни. Страшная действительность врывается в его мир, и появляются стихи, отражающие то, что окружает его на самом деле: «Фабрика», «Сытые», «На железной дороге».
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться не погибшим,
И об игре трагических страстей
Повествовать еще не жившим.
Особенно ярко трагизм состояния лирического героя показан в стихотворении «Незнакомка»: «сытые», «заламывая котелки, сре- дй канав гуляют с дамами», пьянство, скука… Лирический герой «Незнакомки», казалось бы, ничем не отличается от других: пьет вино, рассеянно созерцает окружающее, но:
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне…
…И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль-
Незнакомка, загадочная, таинственная, — это мечта, желание вырваться из суеты и серой однообразности, но беспомощность, невозможность выйти из замкнутого круга бесполезного существования побеждают:
…Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Циклы «Снежная маска» и «Фаина» связаны с увлечением А. Блока актрисой мейерхольдовского театра Натальей Николаевной Волоховой. «Сереброснежные ночи», певучие вьюги, темные Дали, летящие звезды, «блистательный бег саней» — все это слилось в нерасторжимое художественное единство в «снежной маске», которую Блок, подчеркивая ее внутреннюю цельность, назвал в рукописи «лирической поэмой». В ней типические черты тогдашней художественной манеры поэта — метафорический стиль и завораживающая музыка стиха:
Открыли дверь мою метели,
Застыла горница моя,
И в новой снеговой купели
Крещен вторым крещеньем я.
Так на пути «от личного к общему», говоря словами поэта, существенным образом менялось содержание его любовной лирики. Если сначала любовь для лирического героя Блока — это нечто бесплотное и неземное, после — безрассудная стихия, «буря цыганских страстей», то потом в ней все больше проступают черты светлые и подлинно человеческие, гармонические прекрасные. Лирика поэта с годами все больше становилась зовом к будущему, призывом к подвигу, к тому, чтобы освободить возлюбленную, невесту, Россию, принести ей «на острие копья — весну». Эта эволюция и обусловила ее особое место в мировой литературе, снискала ей любовь многих и многих поколений.
И как хочется прийти к поэту в гости, как А. Ахматова в стихотворении «Я пришла к поэту в гости…» (1914 г.), посвященном А. Блоку:
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.