Не он ли дал российской музе крылья,
Нашел слова, звучащие как медь!..
Н. Рыленков
Москва. Университет. Российская Академия. При перечислении этих названий в памяти возникают имена русских людей, кто своим трудом, знаниями, стремлениями укреплял и приумножал богатства России. И первым именем по праву называют Михайло Васильевича Ломоносова. Каждый сколько-нибудь учившийся русский человек помнит
Ломоносова. Не только его стертый от бесконечных тиражей все тот же портрет, на котором мы видим его неуместный парик, чулки и башмаки, а от лица остаются одни щеки. Мы узнаем этот особый, единственно ломоносовский, наклон головы: над листом бумаги крутит перо, поглядывает вбок и в потолок, будто там, на потолке, для него что-то написано.
Как давно это было? Более двух веков.
И вот опять Михаила Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Он жил очень давно, а думал и писал так же, как и мы сейчас, — о солнце, о небе, о земле. И о людях, о смысле бытия. И оставил нам, будущему поколению, богатое, не только научное, но и литературное, а в частности и поэтическое, наследие.
В годы Ломоносова, а это XVIII век, век русского классицизма, почти все русские поэты оказывались «придворными». Просто по-другому они не имели возможности выразить себя, а самое главное — обнародовать плоды своих творческих горений. И жанр оды, который использовал поэт, был целиком обусловлен придворными этикетами. Вот почему у Ломоносова так много од, начинающихся и заканчивающихся восхвалением царствующих лиц.
Но мне кажется, что удивительно не это, а то, что в этой как бы «раме восхваления» поэту удавалось провести свои мысли: прославить народ, науку, просвещение, трудовые достоинства человека. Эти мотивы как раз и стали ведущими в его творчестве.
Царей и царств земных отрада
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда…
Родина в одах Ломоносова воспроизводится не только как «держава царская», как страна, одерживающая те и иные воинские победы. Но она предстает у него и в других свойствах: это и место, где человек сделал свои первые шаги, и беспредельные просторы земли (ее благополучие, природные богатства), и сам русский народ, к труду «избранный», выдержавший во имя мира и добра «тьму сильных боев». Именно с приходом в поэзию Ломоносова тема Отчизны, России наполнилась глубинным смыслом, становится ключевой в произведениях русской литературы, а само чувство к Родине уже рассматривается как важный шаг нравственной категории.
Вокруг тебя цветы пестреют,
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли…
Воззри в поля твои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство в оных потаенно…
Патриотическое чувство Ломоносова сказалось в его заботах о сохранении отечественных природных ресурсов. Мне вспоминается, что на школьных уроках нам говорили лишь о том, что поэт призывал к их освоению. Но познакомившись ближе с творчеством Ломоносова, я понял, что призывает-то он не к хищничеству и бесхозяйственности, отчего сейчас гибнет природа, а к рачительности и любви по отношению к ней! И делает это не грубо, не навязчиво, как очень часто бывает в наше сегодняшнее время, а как поэт и философ, т. е. убедительно и мудро.
Поэт одухотворял природу. Для него она не только источник материальных благ, но и олицетворение сущности человека. И когда поэт рисовал картины природы, он удивительно тонко передавал живое дыхание, безграничность мира, его тайную невидимую связь с каждой клеточкой земного бытия:
Лицо свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь,
Взошла на горы чорна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
В своей поэзии Ломоносов утверждал, что без понимания самих себя как частицы целого не может быть ни духовного оздоровления человека, ни тем более его разумной деятельности. В его одах я чувствую ту всемогущую, всепроникающую нить, которая скрепляет все и которая именуется жизнью. Вот как поэт изображает мир без войн, без вражды и политических стяжательств:
Кристальны горы окружают,
Струи прохладны обтекают
Усыпанный цветами луг.
Плоды румянцем испещренны,
И ветви, медом орошенны,
Весну являют с летом вдруг.
Мне кажется, это не просто идиллия, а мир, к которому должен стремиться человек, ведь именно от него зависит не разрушить, не уничтожить эту гармонию и красоту. Как необходимы эти слова сейчас нам, живущим в конце XX века, когда так хочется в душном, шумном городе воскликнуть:
Восторг все чувства восхищает,
Какая сладость льется в кровь!
В приятном жаре сердце тает!
Не тут ли царствует любовь?
И горлиц нежное вздыханье,
И чистых голубиц лобзанье
Любви являют тамо власть.
Древа листами помавают,
Друг друга ветвьми обнимают,
В бездушных зрю любовну страсть!
Вот таков поэтический мир М. В. Ломоносова. Но будет неполным наш разговор, если я не упомяну еще о двух темах, которые звучат в одах Ломоносова. Одна — это тема Петра I, «просвещенного монарха», «отца Отечества», «неустанного строителя, плавателя, в морях — героя». Ломоносов был горячим приверженцем петровских преобразований, а самого Петра видел как посланника Бога:
Ужасный чудными делами,
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни:
Послал в Россию Человека,
Какой не слыхан был от века.
И другая, не менее важная и интересная тема в поэзии Ломоносова — восторженный гимн науке. По убеждению поэта, благо и слава Родины — в развитии «божественных» йаук: механики, химии, астрономии, географии.
Науки пользуют везде
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладком и в труде.
Ломоносов был великим ученым. Когда он смотрел на солнце, то очень ясно представлял себе, что оно похоже на расплавленный океан, в котором огненные вихри налетают друг на друга, словно они борются один с другим…
Там огненные валы стремятся И не находят берегов; Там вихри пламенны крутятся, Борющись множество веков, Там камни, как вода, кипят, Горящи там дожди шумят.
Как интересно было бы Ломоносову жить сейчас, в наше время, когда космические аппараты летают далеко к другим планетам.
И завершая свое сочинение о поэзии Ломоносова, мне хочется рассказать об одной удивительной рукописной книге. Мы, школьники, члены литературного кружка, решили создать поэтический сборник, в котором записывали бы стихи русских поэтов, полюбившиеся, запомнившиеся. Долго не могли придумать название, а странички в книге уже заполнялись. И вдруг кто-то произнес слова: «А ведь это -родники нашей поэзии, они нужны человеку всегда, как в волшебных сказках нужна ему живая вода». Так появилось название нашего рукописного сборника «Родники поэзии», на одной странице которого я написала стихотворение М. В. Ломоносова «Кузнечик»:
Кузнечик дорогой, коль много ты блажен, Коль больше пред людьми ты счастьем одарен! Препровождаешь жизнь меж мягкою травою И наслаждаешься медвяною росою. Хотя у многих ты в глазах презренна тварь, Но в самой истине ты перед нами царь:
Ты ангел во плоти иль, лучше, ты бесплотен! Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен; Что видишь, все твое; везде в своем дому, Не просишь ни о чем, не должен никому.