Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> «Маленький человек» в русской литературе

Сочинение на тему ««Маленький человек» в русской литературе»

План

1. Изображение «маленького человека» — одна из основных тем русской литературы, проявление гуманизма и демократизма русских писателей.
2. «Маленький человек» как понятие социальное и морально-психологическое в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова:
а) первая попытка объективно изобразить «маленького человека»: «Будем, однако, справедливы…»(раздумья Пушкина о Самсоне Вырине в повести «Станционный смотритель»);
б) робкий протест против бесчеловечного самодержавия (трагическая судьба Евгения в поэме «Медный всадник»);
в) «Шинель» Гоголя — школа для русских писателей (приниженность Акакия Акакиевича Башмачкина, неспособность его противостоять грубой силе; бунт на коленях);
г) капитан Копейкин — «маленький человек» в мире власть имущих («Мертвые души»);
д) Макар Девушкин в романе «Бедные люди» — продолжение традиций «Шинели» Гоголя и в то же время новый аспект в изображении героя: раскрытие Достоевским глубоких и сильных чувств «униженных и оскорбленных»;
е) «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» (Мармеладов — жертва в обществе произвола и беззакония);
ж) деградация «маленьких людей» в произведениях Чехова: превращение их в обывателей (Беликов из рассказа «Человек в футляре», Николай Иванович в «Крыжовнике»), в лакеев (Червяков в «Смерти чиновника», Порфирий в рассказе «Толстый и тонкий»);
з) «Скучно вы живете, господа» (осуждение Чеховым «маленьких людей», смирившихся со своим положением).
3. Общие приемы типизации «маленького человека» в русской литературе: портрет, монолог, поступки, сопоставления и противопоставления, деталь, рассказ в рассказе, интонация повествования, поэтические средства, пейзаж.
4. Есть ли проблема «маленького человека» в современной литературе?
5. Человек не должен быть маленьким (Чехов: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!»).

Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуто творчество многих русских писателей.

Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин. В «Повестях Белкина», законченных в 1830 году, писатель рисует не только картины дворянско-уезд-ного быта («Барышня-крестьянка»), но и останавливает внимание читателей на судьбе «маленького человека».

Уже в рассказах сентименталистов, особенно у Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), был показан «маленький человек». Это был идеализированный образ, малореалистический.

Пушкин делает первую попытку объективно, правдиво изобразить «маленького человека». Герою повести «Станционный смотритель» чужды сентиментальные страдания, у него свои горести, связанные с неустроенностью жизни.

Стоит где-то на перекрестке проезжих дорог небольшая почтовая станция. Здесь живут чиновник 14-го класса Самсон Вырин и его дочь Дуня — единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя, полную покрикиваний и проклятий проезжающих. И вдруг ее увозят в Петербург, увозят тайно от отца. Самое страшное то, что Дуня уехала с гусаром по своей воле. Переступив порог новой, богатой жизни, она отказалась от отца. Самсон Вырин едет в Петербург, чтобы «вернуть заблудшую овечку», но его выгоняют из дома Дуни, и в конце концов за свою дочь он получает несколько ассигнаций. «Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел…» Вырин умирает в одиночестве, и никто не замечает его смерти. О таких, как он, Пушкин пишет в начале повести: «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее».

Жизненная правда, сочувствие к «маленькому человеку», оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, — вот что мы чувствуем, читая повесть. Пушкину дорог этот «маленький человек», живущий в горе и нужде. Демократизмом и гуманностью проникнута повесть, так реалистично изображающая «маленького человека».

гда-нибудь кончится, что всему есть предел. А уж если широкая русская душа взбунтовалась, то горе тем, кто притеснял и обижал бедного человека.

Духом гоголевской «Шинели» проникнут роман Достоевского «Бедные люди». Это рассказ о судьбе того же «маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает Варе. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт — «бунт на коленях». Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.

Достоевский раскрывает глубокие и сильные переживания «маленьких людей».

Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину * и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому, что видит в нем свое будущее. Итак, Достоевский, сложнейший и противоречивейший художник-реалист, с одной стороны, показывает «униженного и оскорбленного» человека, и сердце писателя переполняется любовью, состраданием и жалостью к этому человеку и ненавистью к сытым, пошлякам и развратникам, а с другой — высказывается за смирение, покорность, призывая: «Смирись, гордый человек!»

Жертвой в обществе произвола и беззакония оказывается Мармеладов из романа Достоевского «Преступление и наказание». Этот спившийся отставной чиновник говорит Раскольникову: «В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто». Мармеладов поясняет свою мысль: «Бедность не порок, нищета — порок», ибо в бедности еще не извращается в самом бедняке чувство человеческого достоинства; нищий же перестает быть человеком, перестает уважать себя, сам себя унижает, достигая последней степени нравственного падения.

Далее в развитии образа «маленького человека» намечается тенденция «раздвоения». С одной стороны, из среды «маленьких людей» появляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами. О Добролюбове скажет Некрасов: «Какой светильник разума угас!» С другой стороны, «маленький человек» опускается, превращаясь в ограниченного мещанина. Наиболее отчетливо мы наблюдаем этот процесс в рассказах Чехова «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре».

Учитель Беликов — человек не злой по характеру, но робок и замкнут. В условиях, когда действовала формула: «Раз не разрешает циркуляр, то и нельзя», — он становится страшной фигурой в городе.

Все живое, движущееся вперед, пугало Беликова, во всем он видел «элемент сомнительности». Не мог Беликов устроить и личную жизнь. Увидев однажды свою невесту на велосипеде, он был очень удивлен и отправился для объяснения к ее брату, считая, что женщине не к лицу кататься на велосипеде. Итогом разговора была ссора Беликова с Коваленко, после которой учитель умер. С радостью хоронили горожане Беликова, но и после его смерти печать «беликовщи-ны» осталась на жителях города. Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал насквозь их души страхом.

С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», — сказал Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское «Ваше-ство». В тот же год, что и «Смерть чиновника», появляется рассказ «Толстый и тонкий». Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, «как китаец», склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.

Рисуя образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит «маленького человека» к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает ему переносить существование: у Самсона Вырина — дочь, радость жизни, у Акакия Акакиевича — шинель, у Макара Девушкина и Вареньки — их любовь и забота друг о друге. Потеряв эту цель, они гибнут, не сумев пережить утраты.

«Маленькие люди» — люди низших сословий, и язык их — народный, в нем встречаются просторечие («прибрать, старый дурак»), канцелярские слова («циркуль»), выражение «я имею кое-что сказать». Для усиления эмоционального звучания образа писатели используют несобственно-прямую речь (например, рассказ о горе старого смотрителя ведется от третьего лица, хотя он сам рассказывает о случившемся).

Чехов для более полной обрисовки героя использует прием рассказа в рассказе. О герое говорит другой человек, знающий его и дающий оценку его действиям (учитель Буркин в рассказе «Человек в футляре», ветеринарный врач Иван Иванович в рассказе «Крыжовник»). Все приемы обрисовки героев направлены на более глубокое раскрытие образов «маленьких людей».

В заключение хочется сказать,-что человек не должен быть маленьким. В одном из писем к сестре Чехов восклицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» Зоркий глаз художника, подмечая пошлость, лицемерие, тупость, видел и другое — красоту хорошего человека. Таков, например, доктор Дымов, герой рассказа «Попрыгунья», человек, который живет для счастья других, скромный врач, с добрым сердцем, красивой душой. Дымов умирает, спасая ребенка от болезни.

Вот и получается, что не так уж мал этот «маленький человек».

Пояснения к сочинению

Усложненный вариант сочинения — обобщающей характеристики: сочинение — характеристика лирического героя. В таком варианте лирический герой раскрывается как обобщающий образ либо в одном стихотворении, либо в определенных циклах поэзии, то есть ряде стихотворений, объединенных той или иной темой (вольнолюбивой, гражданской, патриотической, философской, о роли поэта и поэзии в обществе, о любви и дружбе, а также в пейзажной лирике), либо во всем творчестве поэта (в совокупности циклов на разные темы). Например: «Невыразимое подвластно ль выраженью?» (по лирике В. А. Жуковского); «…чувства добрые я лирой пробуждал…» (по творчеству А. С. Пушкина); «Люблю отчизну я. но странною любовью!» (по произведениям М. Ю. Лермонтова)»; «О, вещая душа моя…» (по лирике Ф. И. Тютчева)»; «Я пришел к тебе с приветом…» (по творчеству А. А. Фета)»; «Я лиру посвятил народу своему…» (по произведениям Н. А. Некрасова); «Познай, ще свет, — поймешь, где тьма.//Пускай же все пройдет неспешно…» (А. А. Блок в созвездии поэтов «серебряного века»); «Никакая родина другая//Не вольет мне в грудь мою теплынь» (по творчеству С. А. Есенина); «Надо жизнь сначала переделать,//переделав, можно воспевать» (по произведениям В. В. Маяковского); «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» (по лирике Б.Л.Пастернака); «Одна неправда нам у убыток//И только правда ко двору!» (по творчеству А. Т. Твардовского); «Всего хочу с душой цыгана…» (по лирике М. И. Цветаевой); «Мы живем, под собою не чуя страны…» (по стихотворениям О. Э. Мандельштама) и др.

Каждое время вырабатывает свои поэтические формулы, конкретные общественно-исторические условия создают свои формы выражения лирического образа, и для исторически верного прочтения лирического произведения необходимо знание той или иной эпохи, ее культурно-исторического своеобразия. При этом каждое лирическое произведение всегда неповторимо и несет в себе целостное мировосприятие поэта, которое рассматривается не изолированно, а в контексте всего его творчества.

Лирический герой — это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли, чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и выражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями в его жизни, с его отношением к общественным проблемам, людям, природе и т. д. Лирический герой шире образа автора (личности поэта), так как вбирает в себя черты времени, общественного настроения. Это — обобщенный образ в лирике, типическое лицо.

Всякое личностное переживание поэта лишь тогда становится фактом искусства, когда оно является художественно совершенным выражением чувств и мыслей, типичных для многих современников. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателей.

Лирический герой раскрывается в идейной направленности стихотворений, их тематике, жанре, пафосе, в том основном чувстве-переживании, которое выражено автором и которым проникнуто то или иное стихотворение, в сложной системе сцепления всех элементов стихотворного текста, включая изобразительно-выразительные средства, тональность, ритмический строй стиха.

Так, лирический герой Блока в стихотворении «Незнакомка» выражает ненависть и презрение к миру фальши и мещанского самодовольства, к миру, где торгуют красотой и любовью, где унижают человека. В стихотворении с поразительной силой проявились тоска лирического героя по подлинному чувству, мечта об истинной красоте, о чистоте человеческих отношений и в то же время горькое сознание несбыточности, призрачности этой мечты в окружающем буржуазно-проза-ическом мире.

Поэт сталкивает «высокое» и «низкое», рисует призрачные видения на фоне самой низменной и пошлой обстановки, сочетает фантастическое, мистическое и реальную среду. В первой части стихотворения предстает внешний мир, в котором царят дисгармоничные, уродливые звуки (пьяные крики, скрип уключин, женский визг), разрушающие гармонию жизни и мечты. Они осознанно и болезненно воспринимаются лирическим героем как антиэстетические звуки — режущие, рвущие нервы, способные убить душу художника и человека. Звуки выступают как особая форма чувствования, эмоциональной настроенности поэта. В стихотворении проходят одновременно и зрительные и звуковые образы. Чтобы передать удручающее однообразие, удушающую скуку мещанского существования, Блок использует прием повторений, который художественно оправдан: «…и раздается детский плач», «и раздается женский визг», «и каждый вечер…», то есть что-то однообразно-монотонное. Заунывность интонации создают дактилические рифмы.

Во второй части возникает образ Незнакомки, проходящей пленительным и таинственным видением. Сатирико-реалистический пласт уступает место лирико-романтическому, будничность — таинственности, уродливые крики — гармонической музыкальности, акцентировке на гласном «а»:

Дыша духами и туманами,
Она садится у окна…

Стих становится певучим, завораживающим.

Характерно, что у Незнакомки Блока два лика, и оба дороги поэту. Первый — девически чистый и возвышенный, окутанный легендами, древними поверьями, духами и туманами, — сказочно прекрасный, божественный. Перед нами уже не «скука загородных дач», а «очарованная даль», не «пьяницы с глазами кроликов», а «очи синие бездонные» прекрасной женщины, созданной воображением художника. Второй лик — «земной». Незнакомка имеет вполне реальные черты, выступает в обычной, будничной обстановке и окружении. Весенними вечерами она является обычно в кабаках и ресторанах, на ней эффектные наряды («шляпа с траурными перьями и в кольцах узкая рука»), она идет, распространяя запах духов…

Блоковская Незнакомка — это внутреннее видение лирического героя, его мечта и в то же время женщина во плоти. В состоянии опьянения у героя создавалось впечатление раздвоения образа. Раздвоение было для Блока не только литературной темой, но и глубоко личной драмой. Два лика Незнакомки символизируют его двойственное восприятие действительности, в которой перемешивалось прекрасное и безобразное. Незнакомка являлась для него не только утверждением идеала, но и сомнением в подлинности идеала. Лирическому герою, который ушел в «очарованную даль» от того, что томило и угнетало его, оскорбляло его чувство красоты, справедливости, человечности, кажется, что сбылись самые возвышенные мечты и он уже живет в каком-то другом мире — сказочно прекрасном…

Но таинственное видение зыбко: Незнакомка — лишь греза. И «очарованная даль», которая открылась перед лирическим героем, — это только мгновение самообмана. К концу стихотворения реальное вновь наступает на идеальное. Лирический герой, на миг очарованный чудным образом, возвращается к действительности. Пошлость снова грубо вторгается, заслонив мечту. Трагедия лирического героя выступает как следствие развращающего влияния «страшного мира», который калечил судьбы людей, оскорблял их чувства, распинал души.