Романтизм — это литературное направление, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII — начале XIX века. Возникновение романтизма связано с острой неудовлетворенностью социальной действительностью и порывом к иной, лучшей жизни. Стремление к свободе, неукротимость духа, вечное несогласие с окружающим — вот некоторые наиболее яркие качества романтических героев. В поэмах К. Рылеева, в балладах В.А. Жуковского, в южных поэмах А.С. Пушкина действуют сильные, волевые люди, бунтари, стремящиеся к свободе. Более десяти произведений посвятил таким людям М.Ю. Лермонтов.
В романтической поэзии Лермонтова ярко проявились две основные тенденции, объясняемые историческими условиями: тенденция отрицания и тенденция утверждения. Решительное неприятие Лермонтовым эпохи николаевской реакции породило в его творчестве «начало отрицания», которое достигло предельной силы в поэме «Демон». Но в романтизме Лермонтова отчетливо выражена и противоположная тенденция — «начало утверждения». В этом отношении поэме «Демон» противостоит поэма «Мцыри», где утверждается идеал свободной, яркой, подлинно человеческой жизни.
Мцыри является полной противоположностью многим героям романтических поэм в духе Жуковского, где поэтизируется разрыв с реальным миром, а идеал выносится за пределы земной жизни. Мцыри сродни романтическим героям декабристской поэзии, которым были свойственны жажда свободы, стремление к борьбе за свободу, готовность отдать все для осуществления своей высокой страсти.
Еще ребенком попав в монастырь, Мцыри проявил «могучий дух отцов»: стойкость, гордость, выносливость. Он не мог примириться с жизнью в монастыре и стремился к свободной, полноценной жизни. Ему хотелось вырваться из плена, чтобы преодолеть одиночество:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Мцыри рвется к борьбе в «краю отцов», и перед смертью это его желание вспыхивает с еще большей силой:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть…
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Мцыри не удается бежать из монастыря. Но он все же познал блаженство вольной сказочной природы Грузии, ощутив себя частью сказочной природы Грузии:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев.
В смертельной схватке Мцыри с барсом проявилась героическая суть характера героя. Мцыри победил в неравном бою, потому что сердце его было зажжено «жаждою борьбы и крови». Три дня он жил настоящей, свободной жизнью и обнаружил в себе ранее неведомые ему качества: восторг перед природой, ярость битвы, томление любви.
Истории всей жизни Мцыри посвящена лишь одна глава, а трем дням, проведенным на воле, — почти вся поэма. Этим Лермонтов хотел подчеркнуть важность и ценность вольной жизни. Именно на воле Мцыри познал и пышную красоту Кавказа, и «сладкую тоску» при виде молодой грузинки. Именно на воле мечта «пройти в родную страну» могла осуществиться. Однако Мцыри умирает, хотя дух его не сломлен. Перед смертью он просит отнести его в то место сада, откуда виден родной Кавказ:
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет…
В образе Мцыри Лермонтов выразил свои мечты о человеке герое, который стремится к свободной жизни и борется за нее. Очень любил и ценил поэму «Мцыри» В.Г. Белинский. О романтическом герое поэмы он писал так: «… что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности».
Творчески развивая революционный романтизм поэтов декабристов и Пушкина, Лермонтов создал нового героя, волевого и сильного, готового, по мнению поэта, к дальнейшей борьбе.