Вы находитесь: Главная страница> Тургенев Иван> Мастерство И. С. Тургенева в создании портрета Базарова

Сочинение на тему «Мастерство И. С. Тургенева в создании портрета Базарова»

Портрет — одно из средств создания литературного образа, именно
с портрета начинается знакомство с героем произведения. У каждого
автора свои особенные приемы. Тургенев признан непревзойденным
мастером в создании психологического портрета. Одним из приемов
является индивидуализация черт, собирание отдельных штрихов,
создающих неповторимый внутренний мир героя. Внешние черты
портрета как сигнальные флажки, по которым он ведет читателя к
пониманию характера героя.
На примере образа Базарова можно проследить за тем, как писатель
создает его портрет.
II глава. «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку
высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что
вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную
руку, которую тот не сразу ему подал». В первой же фразе, представляющей
Базарова, Тургенев вводит деталь — «красную руку»,
которая выдает неаристократическое происхождение «высокого человека
в балахоне», а в замечании «тот не сразу ему подал» (руку)
открывается легкое пренебрежение незнакомца. Портрет Базарова
вырисовывается постепенно, автор растягивает знакомство с героем,
каждый раз добавляя к портрету какую-либо деталь, открывающую
черту характера.
Далее, на приветствие Николая Петровича «…отвечал Базаров
ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона,
показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким
лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми
глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось
спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
Добавляя к предыдущему впечатлению от Базарова описание некрасивых
черт лица, Тургенев добивается зрительного впечатления.
В создании психологического портрета героя автор обращает
внимание на детали, способные осветить его внутренний мир, к таким
деталям относится улыбка. «Спокойная улыбка» украшает человека,
вызывает доверие. И последний штрих — «самоуверенность
и ум» — создает впечатление о Базарове как об очень умном человеке.
Третье описание портрета дается опять после реплики Николая
Петровича. Автор здесь уже «детализирует» лицо героя. «Тонкие
губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только
приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые,
не скрывали крупных выпуклостей черепа». Тонкие губы — признак
человека злого, недоброжелательного, но они «тронулись в улыбке» —
эта деталь смягчает неприятное впечатление. Последний штрих в портрете
— «крупные выпуклости просторного черепа» указывают на
скрытые интеллектуальные способности.
Итак, портрет Базарова дан детализированным, но он представлен
как портрет человека неаристократического происхождения,
умного, уверенного в себе, в своей значимости, не уважающего того,
с чем не согласен. Мастерство Тургенева в обрисовке портрета состоит
в том, что по мелким деталям и штрихам ему удалось наметить
те черты характера, которые в дальнейшем проявились во всей
полноте. Портрет психологически оправдан, а сословная принадлежность
Базарова послужила и причиной конфликта в романе.