Вы находитесь: Главная страница> Булгаков Михаил> Мастерство М. А. Булгакова в решении вопросов, связанных с поисками истины. (Произведение выбирает учащийся)

Сочинение на тему «Мастерство М. А. Булгакова в решении вопросов, связанных с поисками истины. (Произведение выбирает учащийся)»

Без истины трудно жить
А. Платонов
Истина…Как часто мы слышим: «истинная любовь, истинное
великодушие, истинная доброта». Каждому человеку, хоть немного
приобщенному к духовному опыту предшествующих поколений,
свойственно стремление поиска и осознания истины. Люди совестливые,
считающие себя ответственными за все происходящее на земле,
стараются найти правду, жить в соответствии с законами совести,
справедливости.
На протяжении всей своей жизни искал ответ на вопрос об истине,
смысле жизни Лев Николаевич Толстой, анализируя каждый прожитый
час. Страдал и мучился Федор Михайлович Достоевский,
отыскивая пути совершенствования души человека.
Для Михаила Афанасьевича Булгакова понятие истины отождествляется
с религией. Он был убежден, что только через приобщение
к Богу человек обретает веру, без которой невозможно жить. Духовно-
религиозные искания для людей творческих — это знак, которым
отмечены их творения.
Герои произведений Михаила Булгакова реалистичны и современны.
Именно они помогают читателю осознать позицию автора,
его отношение к добру и злу, его глубокое убеждение в том, что человек
должен нести всю ответственность за свои решения и поступки.
Проблема нравственного выбора, ответственности и наказания становятся
главными проблемами творчества М. Булгакова.
Роман «Мастер и Маргарита» начинается со спора двух литераторов
— Берлиоза и Бездомного со встретившимся им незнакомцем
на Патриарших прудах. Они спорят о том, есть ли Бог или нет. На
утверждение Берлиоза о невозможности существования Бога Воланд
возражает: «Кто же управляет жизнью человеческой и всем распорядком
на земле?» Иван Бездомный сумел ответить на этот вопрос:
«Сам человек и управляет».
Но развитие сюжета романа Михаила Булгакова опровергает этот
тезис, раскрывает зависимость человека от тысячи случайностей.
Например, нелепая смерть Берлиоза. А если жизнь человека действительно
зависит от случайностей, то можно ли ручаться за будущее?
Что же является истиной в этом хаотическом мире?
Поиски ответа на этот вопрос и становятся главными в романе.
Ответ на него читатель находит в «евангельских» главах, где автор
размышляет об ответственности человека за все добро и зло, происходящее
на земле, за собственный выбор человеческих путей, ведущих
или к истине и свободе, или к рабству и бесчеловечности.
«В белом плаще с кровавым подбоем» появляется прокуратор
Иудеи Понтий Пилат. Перед ним стоит трудная задача. Он должен
решить судьбу другого человека. У римского прокуратора нет желания
губить жизнь бродячего философа. В душе Понтий Пилат осознает,
что Иешуа не виновен. Но автор показывает зависимость прокуратора
от государства, он не имеет права руководствоваться нравственными
принципами. Понтий Пилат — сильный человек, и он понимает,
что может выжить и преуспеть, оставаясь рабом и слугой кесаря.
Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отправив на смерть
Иешуа, он губит свою душу. Вынося приговор, он восклицает: «Погибли!
» Это означает, что он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная
личность. Но в споре между Понтием Пилатом и Иешуа об
истине и добре побеждает последний, потому что он идет на смерть,
но не отказывается от своих убеждений, оставаясь истинно свободным.
Иешуа у Булгакова — обычный смертный человек, проницательный
и наивный, мудрый и простодушный, но он — воплощение чистой
идеи, провозвестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказание
не могут изменить идею добра, милосердия. Он утверждает
«царство истины и справедливости», где не будет «власти ни кесарей,
ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в преобладание доброго
начала в любом человеке и в то, что «царство истины» обязательно
наступит. И если Булгаков пишет «Иешуа», то подразумевает «Иисус
Христос», но герой Булгакова не Богочеловек, а тот, кто знает и несет
истину. Он проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного
восхождения человечества на пути к добру, любви, милосердию.
На страницах булгаковского романа появляется и сатана Воланд
со своей свитой, которому окружающий мир открыт без прикрас.
Может, поэтому смотрит на мир Воланд несколько иронически,
и этот иронический взгляд Воланда на окружающее близок автору.
Воланд вглядывается в людей и окружающий мир, стараясь выявить
в них несовершенное. Он высмеивает, уничтожает все то, что
отступилось от добра, изолгалось, развратилось, утратило высокий
идеал. Всего на три дня Воланд и свита остается в Москве, но за это
короткое время он успевает снять «вуаль», которой привыкли прикрывать
свои пороки люди, и человек предстает перед нами в своей
наготе: «Они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда
было… Человечество любит деньги. Ну, легкомысленны… ну что ж…
и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…
в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил
их…».
Меру зла, порока и корысти Воланд определяет мерой истины,
красоты и добра. Он восстанавливает равновесие между добром
и злом. Но разве можно считать, что в романе порок наказан? Перемены
— мнимые: Степа Лиходеев управляет теперь не Варьете
в Москве, а гастрономом в Ростове. Так всевидящий Воланд утверждает,
что никакой ход истории не меняет человеческую природу.
Именно эти страницы романа заставляют читателя задуматься над
вопросом: человек полностью зависит от случая и все в нем непредсказуемо?
Что же может противостоять стихии жизни и можно ли
изменить этот мир? На эти вопросы автор отвечает, рассказывая нам
романтическую историю Мастера и Маргариты.
Поведение романтических героев определяет не стечение обстоятельств,
а следование своему нравственному выбору. Мастер устанавливает
историческую истину, написав роман об Иешуа и Понтии
Пилате. Читая этот роман Мастера, мы понимаем, почему «рукописи
не горят». Мастер в своем романе вернул человеку веру в высокие идеалы
и в возможность восстановить истину, вопреки тем, кто не хочет
с нею считаться. Но Мастер не герой, он лишь служитель истины.
Подобно римскому прокуратору, в условиях тоталитарного государства,
от которого нельзя спастись, он падает духом, отказывается
от романа, сжигает его.
Подвиг совершает Маргарита, она умеет бороться. Она преодолевает
обстоятельства жизни, собственный страх во имя веры в талант
мастера: «Я погибаю вместе с тобой». Она идет на самопожертвование,
закладывая душу дьяволу. Так Маргарита саматворит свою
судьбу, руководствуясь высокими нравственными принципами.
Прочитан роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер
и Маргарита»… Но я еще долго размышляю над тем, что человеческую
судьбу и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск
истины, следования высоким идеалам добра и красоты. Так что
же такое истина по Булгакову? Истина — это ответственность человека
за все добро и зло, которые совершаются на земле, это собственный
выбор жизненных путей. Истина — это всепобеждающая
сила любви и творчества, возносящая душу к высотам настоящей
человечности.