Вы находитесь: Главная страница> Тютчев Федор> Мифологические мотивы в лирике Ф.И. Тютчева

Сочинение на тему «Мифологические мотивы в лирике Ф.И. Тютчева»

Мотив — это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. Лирика Тютчева наполнена мотивами любви, природы, пророческими и философскими мотивами, а также мифологическими. Под мифологией обычно понимается античность, мифы Древней Греции и Рима, но я считаю, что это более всеобъемлющее понятие, касающееся язычества и христианства. Почему же эта тема была близка Тютчеву? Мне кажется, обращаясь к мифологии, он погружался в идеальный мир, уходя от земной мрачной жизни.
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Тютчев испытывает горячую любовь к жизни, он жаждет земных наслаждений и одновременно живет в другом мире — мире идеальных образов.
Его мифологические образы не случайны, он всюду видит игру демонических сил. В стихотворении «Весенняя гроза» Геба — богиня юности, подававшая Зевсу нектар, изливает «громокипящий кубок» на землю. Для Тютчева эта мифологическая образность естественна, органична. Также в стихотворении упоминается «Зевсов орел» как символ верховного божества, Зевса. Тютчев тянулся к гомеровскому ощущению мира, к трагической и мифологической Элладе. В стихотворении «На Новый, 1816 год» Тютчев размышляет о времени, о вечности, о том, что никто и ничто не может избежать гнева Крона-Хроноса, бога времени. В стихотворении упоминается Тартар — часть подземного царства, местопребывание душ преступников, и богиня мести Евменида.
Стихотворение «Неверные преодолев пучины…» посвящено поэту-переводчику Семену Егоровичу Ранчу и написано в честь окончания им перевода «Георгик» Вергилия. В последних двух строках упоминается «древо Аполлона».
Да ветвию от древа Аполлона
Его питомца я увью!..
Ветвь — это лавр, которым увенчивали олимпийцев, победивших на Олимпийских играх, а также головы богов.
Особенно интересно стихотворение «Душа моя, Элизиум теней…» Вообще, Элизиум — это загробные поля блаженных, где обитают тени праведников. По представлениям древних, от умерших остаются тени. Тютчев пишет о лучших днях в его жизни, которые бесследно исчезли, оставив только тени в его душе:
Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Меж вами, призраки минувших, лучших дней,
И сей бесчувственной толпою?..
Следует отметить и стихотворение «Природа — сфинкс». Тютчев говорит о том, что природа — загадка, которую никогда не разгадать. Сфинкс — крылатое чудовище с телом льва и головой женщины — задавал людям мудреные вопросы и убивал тех, кто не мог на них ответить.
Тема природы неразрывно связана с творчеством Тютчева, с самим Тютчевым, и в голосе природы, что бы она ни говорила, в конце концов он слышит голос Хаоса — тьмы, бездны, язычества…
Стихотворение «Восток белел. Ладья катилась…». Вначале создается впечатление спокойствия, соразмерности:
Восток белел. Ладья катилась,
Ветрило весело звучало, —
Как опрокинутое небо,
Под нами море трепетало…
Ладья — это символ полета, символ смерти у Тютчева, и, проанализировав стихотворение, мы понимаем, что за спокойствием кроется трагедия… В первом четверостишии присутствует звук «о» — страшные вещи, беды, гнев. Во втором некто «она» — может быть возлюбленная Тютчева, но опять намек на смерть.
Восток алел. Она молилась,
С чела откинув покрывало, —
Дышала на устах молитва,
Во взорах небо ликовало…
Тютчев всегда был склонен к язычеству, но после встречи с Денисьевой (50-е годы) его мировоззрение изменилось — появляются стихотворения, в которых прослеживаются уже христианские мотивы.
Стихотворение 1851 года «Наш век» — цитата из Евангелия. К Иисусу приводят бесноватого мальчика, и отец
просит его исцелить: «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию».
Стихотворение «При посылке Нового завета» обращено к старшей дочери поэта А.Ф. Тютчевой. Под «нелегким жребием» Тютчев подразумевает раннее сиротство и придворную службу дочери.
Мотив ангела присутствует в стихотворении «Накануне годовщины 4 августа 1864 года», которое посвящено Е.А. Денисьевой.
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
В стихотворении «Encyclica», в первых строках, Тютчев намекает на разрушение Иерусалимского храма римлянами в 70 г. н.э.
Но главным стихотворением и моим любимым является «О, вещая душа моя!», где в последнем четверостишии скрытая притча: Мария — это Мария Магдалина, раскаявшаяся грешница, прощенная Господом.
Для Тютчева характерно сосуществование как бы в двух мирах: он находил утешение в религии, спасался в мире идеальном, в мире древних греков и римлян, в мире язычества и в мире христианства.