Мне, девушке 90-х годов XX века, интересно проанализировать духовные искания молодежи первой половины прошлого века. Наверное, они во многом схожи с нашими думами, страданиями.
Наша молодость пришлась на сложное время, когда общество стоит перед выбором, решает, как развиваться дальше, по какому пути идти.
Где найти ответы на самые трудные вопросы? Может быть, нам их подскажут классики XIX века?
К проблемам молодого человека обратился Грибоедов в комедии «Горе от ума».
Чацкий приезжает в дом Фамусова и встречает там девушку, которую он любит, но она изменила ему. Чацкий видит те перемены, которые произошли в душе Софьи Павловны, и это заставляет его страдать. Софья воспитывалась без матери и брала уроки жизни у светских дам, живущих в Москве. Из них она вынесла, что иметь мужа с умом, «алчущим познаний», жаждущего действия, очень хлопотно. А ей нужен «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей». Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла недалекого, услужливого Молчалина, у которого и есть-то только два таланта: «умеренность» и «аккуратность».
Любовная неудача осложнена острым социальным конфликтом, т. к. Чацкого мучают общественные проблемы. Он, как декабристы, понимает весь ужас крепостного права, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить прихоть барина; когда людей меняют на «борзые три собаки». Он видит, что у власти стоят люди, «грабительством богатые», «разливающиеся в пирах и мотовстве», которых вовсе не волнуют проблемы народа и государства. И, конечно, в таком обществе, в котором господствует «страсть к мундиру», в котором славился тот, «чья чаще гнулась шея», в котором совершаются подлости «под личиной усердия к царю», блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И в этом обществе идеи Чацкого, его страдания остаются непонятыми. Он как будто находится в вакууме. Понимая, что «мечет бисер перед свиньями», Чацкий говорит и говорит, т. к. ему хочется вылить все, что накопилось у него на душе. Ему хочется поведать кому-то свои страдания из-за того, что светское общество, забывая национальные традиции, преклоняется перед всем иностранным. Он хочет рассказать о том, что человек должен честно служить отечеству, а не прислуживаться. Но все эти воззрения расходятся с общепринятыми официальными взглядами.
Развязка комедии — объявление Чацкого сумасшедшим за его инакомыслие. Терзания Чацкого так и остаются неразрешенными.
Но если трагедия Чацкого — трагедия «ума, алчущего познаний», то терзания другого молодого человека начала XIX века, Евгения Онегина, в другом.
Жизнь Онегина в Петербурге (экспозиция романа) — жизнь потребительская, состоявшая в основном из удовольствий. Он был «острижен по последней моде, как dandy лондонский одет», совершенно изъяснялся по-французски, легко мазурку танцевал, читал модные книги — словом, имел все достоинства светского молодого человека. Вся жизнь его состояла из «обедов, ужинов и танцев. Но постепенно им овладела «русская хандра» (это было модно).
Онегин решил поменять свой образ жизни. «И снова, преданный безделью, томясь душевной пустотой», Онегин уселся читать. Он читал все подряд, но и это не принесло ему удовлетворения. Тогда Онегин едет в деревню, чтобы сменить обстановку. Ища развлечений, он знакомится с юным поэтом Ленским, с семьей Лариных. Чтобы преодолеть хандру, он начинает ухаживать за невестой Ленского, доводит дело до дуэли и убивает ни в чем не повинного мальчика. И все это он проделывает, говоря всем своим видом: «Мне скучно». Онегин отказывается от любви, потому что ему скучна перспектива семейной жизни, детей, домашних забот. По прошествии довольно долгого времени Онегин вновь встречает Татьяну и понимает, что вся жизнь его прошла даром. Он не принес никому пользы. Наоборот, не желая того, он разрушил счастье Ольги, отнял жизнь у юного романтика Ленского. И кроме того, он навсегда потерял Татьяну, умную, светлую, чистую, естественную девушку, непохожую на всех, которая могла бы излечить его хандру и обогатить духовно. Будучи по сути своей незаурядным человеком, он провел жизнь бездарно. Онегин испытывает «мильон терзаний» из-за растраченной зря жизни, из-за пустого бездействия, не дающего ничего ни уму ни сердцу.
Терзания Печорина, героя 30-х годов, сходны со страданиями Онегина. Его душа жаждет действия. Мир воспринимается им как бушующий океан страстей, по которому мчится он, матрос, выросший на палубе разбойничьего брига, сроднившийся с бурями и ветрами и боящийся одного — покоя. На что потрачен его темперамент? Желая развлечься и хоть чем-нибудь заняться, Печорин скитается по Кавказу, разрушая счастье людей.
М. Ю. Лермонтов, автор первого русского психологического романа, пишет: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Печорин эгоистичен, самолюбив, жесток, испорчен цивилизацией, конфликтует со всеми: и с «естественными» людьми (горцами, контрабандистами), и с цивилизованными, подобными себе («водяным обществом»). Печорин играет роль «топора в руках судьбы». Этим он похож на своего двойника — Демона. Тот, полюбив Тамару, убивает ее своим поцелуем. Печорин же губит Бэлу, нарушает мирное течение жизни «честных контрабандистов», приносит несчастье Вере и княжне Мери. Все это происходит из-за того, что душа его пуста, у него нет никаких гуманистических идеалов. Всю вину за свою судьбу Печорин возлагает на время, на свет («Моя душа испорчена светом»), но, по-моему, он во всем виноват сам. Он внушил себе, что его никто не любит, и, невзлюбив весь мир, оказался в одиночестве.
Печорин склонен к рефлексии. Его душа состоит из двух половинок: одна действует, а другая оценивает. Он задает себе вопросы: «В чем смысл бытия? Есть ли предопределение?» Но сам для себя он все давно решил, он считает, что человек сам управляет своей судьбой, поэтому он разрешает себе любые поступки. Печорин отошел от Бога, и в этом его трагедия. Он иронизирует над «людьми премудрыми» («Фаталист»), верившими в незыблемый порядок жизни, и гордо говорит о себе: «Я привык сомневаться во всем»… Печоринский тип ознаменовал собой новый этап в сознании русской интеллигенции — начало материалистического миропонимания, неверие в существование абсолютного Добра, абсолютного нравственного закона для всех.
Печорин нарушил многие из христианских заповедей, а человек с его умом и образованностью не может оставаться спокойным, совершив столько грехов: и грех убийства, и грех прелюбодеяния, и грех зависти. «Мильон терзаний» его заканчивается полным крушением личности.
В молодости формируется душа человека, значит, нужно прожить это время с наибольшей пользой, наибольшей отдачей, чтобы потом не было стыдно. Важно и другое — не разочароваться в жизни. По-моему, надо начать свою жизнь так, чтобы потом, с возрастом, не испытывать «мильон терзаний» за бесполезное, бесплодное существование, за разрыв с миром людей, за утрату веры в Красоту, Добро, Истину.