А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию «Горе от ума» трудно переоценить. Пьеса Грибоедова останется современной и животрепещущей до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, стремление жить за счет других, а не собственным трудом, пока будут процветать охотники угождать и прислуживаться.
Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии. Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб… В них сосредоточены все негативные стороны человеческой натуры.
И такому «обществу» в одиночку противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, «из дальних странствий возвратясь», только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены:
Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.
Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят поражение. На все пылкие речи и воспоминания героя Софья отвечает: «Ребячество!».
Итак, налицо любовная драма, но она перестает быть узко личной, перерастая в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Главный герой один выступает против армии старых «воинов», начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.
Первое столкновение — с самим Фамусовым. Хозяин дома признает правильными идеалы «века минувшего»; и образец для него — дядюшка:
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам.
Совершенно ясно, что и сам Фамусов не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего «службы делу, а не лицам».
Любовный и социальный конфликты комедии сливаются в единое целое. Личная драма героя осложнена отношением общества к нему, а общественная — личными отношениями. Это изматывает Чацкого, и в результате его жизнь превращается в «мильон терзаний».
Состояние неопределенности приводит героя в неистовство. В начале действия он спокоен и уверен в себе:
Нет, нынче свет уж не таков…
Вольнее всякий дышит
И не спешит вписаться в полк шутов,
У покровителей зевать на потолок.
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднесть платок.
Но в монологе на балу в доме Фамусова уже совершенно очевидно, что у Чацкого «ум с сердцем не в ладу». Образ главного героя очень трагичен: весь его монолог — следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает с таким пылом.
Чацкий не только не опровергает слухи о своем сумасшествии, но всеми силами, казалось бы,, подтверждает их, ведь все его поведение, все поступки противоречат «здравому смыслу», правилам, принятым в обществе:
Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами час побыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в ком рассудок уцелеет…
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок,
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Герой переживает трагедию непонимания, но ведь все его монологи обращены к «московским бабушкам», заведомо не способным оценить остроту ума обличителя. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвиняет представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. И пускай Чацкий не понят, пускай расточал свой пыл перед недостойными, но не быть молчалиным в обществе льстецов и лицемеров, вступить в открытое противостояние буквально со всеми — поступок, заслуживающий уважения.