Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Мир фантазии и мечты в поэзии К. Н. Батюшкова

Сочинение на тему «Мир фантазии и мечты в поэзии К. Н. Батюшкова»

1. Меланхоличные тональности стихотворений.

2. Отражение мечты во внутреннем душевном мире.

3. Трагедия общества и человека.

Было бы сердце, а печали найдутся.

В. О. Ключевский

В своих произведениях К. Н. Батюшков создает романтический и прекрасный край, в который приглашает и нас, своих читателей. Его действительно можно назвать миром мечты и фантазии. Он настолько нереален и далек от того, что окружает нас в повседневной жизни. Лирический герой словно разделяет видимое пространство на части. Но а сам предпочитает жить в мире мечты и фантазии, показывая нам, что он прекрасен по сравнению с действительностью, в которой приходиться жить. Поэтому попробуем заглянуть в ту дверь, за которой находится мир грез и поэтических мечтаний такого интересного поэта.

Одним из первых произведений в творчестве Батюшкова было стихотворение «Мечта». В нем, как в других ранних текстах, много мечтательных, меланхоличных настроений. При этом сам лирический герой погружен в мир фантазий и грез.

О, сладкая мечта! О, неба дар благой!

Средь дебрей каменных, средь ужасов природы,

Где плещут о скалы Ботнические воды,

В краях изгнанников… я счастлив был тобой.

Я счастлив был, когда в моем уединеньи,

Над кущей рыбаря, в час полночи немой,

Раздастся ветров свист и вой И в кровлю застучит и град, и дождь осенний.

Этот уголок прекрасен и чудесен и лирическому герою хорошо в нем несмотря на то что он остается там совершенно один. Своей богиней поэт провозглашает Мечту, единственную кого пускает в свой мир. В этом краю нет никаких преград. И мы понимаем, что именно атмосфера мечты способна отразить внутренне душевное состояние лирического героя. А воплотиться она может в стихотворении, которое и предоставляет нам на суд автор.

В нем лирический герой готов поделиться таким прекрасным миром и с окружающими. Он пытается и им показать, что мечта может окрылять человека, служить утешением убогим и освобождать узника, хоть на миг, от его тяжелых цепей.

Волшебница моя! Дары твои бесценны

И старцу в лета охлажденны,

С котомкой нищему и узнику в цепях.

Однако реальная жизнь все равно вырывает лирического героя из оков свободного и беззаботного мира. И он сталкивается не столько с жестокостью, сколько с возрастными границами. Ведь вместе с юностью от нас уходит и прекрасный мир мечты и фантазии. Взрослая жизнь лишает его той прелести и красоты. Мы начинаем видеть в нем различные изъяны, которые раньше казались несущественными.

Увы! но с юностью исчезнут и мечтанья.

Исчезнут граций лобызанья,

Надежда изменит и рой крылатых снов.

Но в жизни человека все равно остается частичка того нереального мира, которая позволяет отличить истинный блеск живых сердец от простой мишуры окружающего света. Поэтому такой край хоть и уходит в небытие, все равно оставляет в сердце человека свободу и спокойствие. Мир мечты способен найти во внутреннем душевном пространстве свой уголок и дарить поэту вдохновение для новых произведений искусства.

Пусть будет навсегда со мной

Завидное поэтов свойство:

Блаженство находить в убожестве Мечтой!

Именно мечта и воображение поэта строят в поэтическом полотне прекрасные замки, дворцы. В своих фантазиях вновь можно оторваться от реальной жизни. Но они, воплощенные на бумаге, позволяют возвращаться не только в прелестное царство, но и увидеть словесное окружение того сказочного и волшебного мира, который скрыт от других душевными рамками.

В раннем творчестве К. Н. Батюшкова нет пафоса. Он с помощью словесной ткани выражает трепет души и восхищение окружающим миром. И хорошим инструментом становится именно мечта, единственная которая может отразить внутренний мир, скрытый от других.

Но если мечта уходит с возрастом, то с человеком непременно остаются его фантазии и грезы. Подобный мир К. Н. Батюшков создает в стихотворении «Совет друзьям». В центре его внимания наслаждения красотой и гармонией. Но он хочет не только в своем сознании, но и в душах друзей сохранить такой сказочный уголок. Поэтому в эпиграфе к произведению он сам обращается к наслаждению: «Нужно ли быть столь мимолетным?» Лирический герой просит своих друзей оставить призрак славы, ведь он не принесет того, что может подарить мир мечты. Подобное царство же открывается в период юности, которая цветет прекрасными цветами.

Так лирический герой находит главный аргумент: необходимо ценить эти мимолетные и прекрасные моменты в кругу друзей и в мире мечты. Ведь все понимают, что жизнь — это только миг, поэтому надо наслаждаться каждым ее мгновением.

Жизнь — миг! недолго веселиться,

Недолго нам и в счастьи жить!

Не долго — но печаль забудем,

Мечтать во сладкой неге будем:

Мечта — прямая счастья мать!

В этом стихотворении лирический герой обращается снова к тому, что время может все разрушить в этом мире и уничтожить и счастье, и прекрасное царство. Он словно предвидел, то что не только время, но и люди смогу разрушить такой хрупкий мир мечты, фантазий и грез.

И время сильною рукой

Губит и радость, и покой!

Но чтобы пережить эти тяжкие минуты, нужно наслаждаться каждым мгновением в жизни, который открывает нам свою прелесть и красоту. При этом лирический герой совершенно не чужд мудрости. Ведь именно она говорит о том, что не стоит посвящать свою жизнь погоне за славой. Тот миг тоже будет мимолетным, но в таком беге пройдет время, которое вернуть невозможно. Поэтому лучше его посвятить тому, чтобы веселиться и забавляться.

То лучше в жизни петь, плясать,

Искать веселья и забавы

И мудрость с шутками мешать,

Чем, бегая за дымом славы,

От скуки и забот зевать.

Однако исторические события 1812 года разрушили этот сказочный мир. Прошла пора юности, и поэт увидел всю жестокость окружающего мира. Он не смог смириться с этим ни в своей жизни, ни в творчестве. Эту проблематику К. Н. Батюшков поднимает в стихотворении «К Дашкову».

Мой друг! я видел море зла

И неба мстительного кары:

Врагов неистовых дела,

Войну и гибельны пожары.

Поэтому прекрасный мир мечты и фантазий поэт прячет глубоко в своем сердце. В реальной жизни такое состояние назвают душевной болезнью. Но его стихи говорили совершенно о другом. В них лирический герой всеми силами пытался вернуться в тот прекрасный мир, хотя понимал, что все попытки тщетны: он ушел безвозвратно.

Мне петь коварные забавы…

Среди могил моих друзей,

Утраченных на поле славы!..

Нет, нет! талант погибни мой…

Поэт понимал, что его родине выпало новое испытание. Но эта трагедия оставила неизгладимый след в его душе. Поэт в своих стихотворениях пытается создать тот мир, который поможет ему пережить такое время. Так, из его творчества уходит царство мечты и фантазии, и приходит новый спутник — надежда.

Все дар Его, и краше всех Даров — надежда лучшей жизни!

Лирический герой описывает ее в стихотворении «Надежда». Именно ей он теперь вверяет свою судьбу. Поэтому надежда должна привнести в его противоречивое состояние души покой, желание любви и небесные блага. При этом вера в лучшее будущее позволяет лирическому герою жить дальше и надеяться на то, что мир изменится. И возможно, в нем’все же останется место для прекрасного края мечты и фантазии.

Но в реальном мире лирический герой так и не может найти пристанище. Тогда он в стихотворении «К другу» обращается к товарищу, который, возможно, поможет найти ответ на мучивший его вопрос: где счастья дом.

Где дом твой, счастья дом?.. Он в буре бед исчез, И место поросло крапивой;

Но я узнал его; я сердца дань принес На прах его красноречивый.

Лирический герой сравнивает погибшие мечты с цветами, которые со временем увядают. Это беспощадное время все расставляет на свои места. В его окружении уже больше нет тех друзей, в кругу которых он мог предаваться мечтаниям. Уже не та атмосфера и исторические условия для создания прекрасного мира грез и фантазий.

Уютный и чудесный край ранней поэзии К. Н. Батюшкова словно окаймляет все его творческое наследие. Мир мечты и фантазий в последних стихотворениях превращается в царство надежды. Однако это другой нереальный мир, который все же может противостоять «открытым могучему ветру трагедии». Он снова окрыляет не только лирического героя, но самого автора. А вера на лучшее будущее сохраняется в поэтическом творчестве поэта.