Русский философ и священник отец Павел Флоренский считал, что грех бесплоден, потому что он не жизнь, а смерть. Смерть же влачит жалкое существование только за счет жизни и существует лишь постольку, поскольку жизнь дает ей от себя питание. В «черной мессе» сатанисты лишь кощунственно пародируют литургию, что само по себе является душевной пустотой и духовным нищенством.
В романе Михаила Александровича Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд играет несколько ролей: иностранного профессора, концертирующего «мага» и дьявола во плоти. Но до конца ни в одном образе не раскрывается. Только в заключительной главе Маргарита замечает, что он летел в своем настоящем облике: «Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что, возможно, эти лунные цепочки и самый конь только глыба мрака, и грива этого коня — туча, а шпоры всадника — белые пятна звезд». Сатана в настоящем обличье и есть образ и воплощение мировых стихий, пустота и чернота Вселенной, беспредельный космический Хаос.
Воланд наделен автором всезнанием и даром прорицателя. Он знает мысли своих героев, их намерения, их переживания. И здесь нет ничего сверхъестественного, потому что он творец всего этого мира, демиург — отец греха, «Князь мира сего». И несмотря на всю свою мистическую силу, всеведение Воланд покидает землю усталым и одиноким: «…черный Воланд, не разбирая никакой дороги, кинулся в провал, и вслед за ним, шумя, обрушилась его свита. Ни скал, ни площадки, ни лунной дороги, ни Ершалаима не стало вокруг».
Дьявол просто обязан саркастически усмехаться. Воланду присуща, разумеется, сатанинская ирония. Он не сторонник Иешуа, он противник Света. Его «мрачная ирония» проявляется именно в том, что он вынужден творить добро вопреки своему предназначению.
Несколько непривычным для дьявола является взгляд Воланда на проблему существования Бога. В разговоре с литераторами «иностранец» мимоходом сообщает, что взгляд Канта на Бога как на моральный закон, живущий в человеке, это «что-то нескладное». Вообще-то, такое утверждение сатаны вполне естественно, ибо в случае отрицания Бога дух зла отвергает как несуществующего и самого себя: мятежный ангел может существовать только под эгидой Бога как его негативное отображение.
Потому-то Воланд и стремится убедить собеседников в том, что «Иисус существовал». Более того, Князь тьмы вразумляет и наказует в первую очередь явных безбожников. Дьявол, сатана в религиозной литературе является символом отрицания. В светской литературе отрицание осуществляется посредством комического изображения.
Как литературный персонаж Воланд помогает Булгакову, привлекая разнообразные приемы сатиры, от иронии до гротеска, обнаружить духовное ничтожество лицемерных людей. В таком понимании зло выполняет очищающую функцию — как бы готовит место для утверждения добра. Позицию Воланда и его свиты, направленную против зла же, начинаешь ценить как «вечно совершающую благо».
Воланд Булгакова не похож ни на одно из литературных изображений дьявола, тем более это не примитивный, грубый черт с рогами и копытами — он интеллигентен. В интеллигентности для необразованного человека всегда есть что-то дьявольское. Любой мягкий в обращении интеллигент, наверное, и сам по себе выражает отрицательную силу, ведь он все время сомневается. Культурного и многознающего человека всегда опасаются люди попроще. Быть тонким, знающим и пытливым — само по себе грех в грубом, тупом и равнодушном мире. Так считает Михаил Булгаков.
Воланд — вовсе не воплощение тотального карающего зла, который губит всех и вся без разбору. С администратором Римским и
Степой Лиходеевым демоны стараются поладить по-хорошему. Лишь упорство в грехе вызывает беспощадную кару. Нечистая сила у Булгакова сначала дает человеку шанс проявить свою порядочность. Настоящий человек, сколько бы он ни оступался, никогда не переступит черту, за которой открывается бесчеловечность и безразличие к судьбам других людей. Такого человека Воланд и его свита готовы уважать. Но добровольно ступившие на путь греха сами обрекли себя на вечную кару. Таких и жалеть нечего.
Воланд с большой симпатией относится к грешной Маргарите, с большим уважением — к Мастеру. В их прегрешениях нет корыстного устремления, они не желают зла ближнему, как говорится, из «спортивного азарта». Они не стяжатели и не накопители материальных благ, то есть они — не по их части. В образе булга- ковского Воланда немало противоречивого. Дух лжи и обмана, он, тем не менее, не стремится ввести героев в заблуждение. Со всеми без исключения персонажами, кроме сцен откровенного шутовства, Воланд разговаривает серьезно. Все, на что он обращает свой взгляд, предстает в своем истинном свете. Воланд не сеет зла, не внушает его, не лжет, не искушает и поэтому не предает никого. Он всего лишь вскрывает зло, разоблачая, сжигая, уничтожая то, что действительно достойно уничтожения.
Воланд воздействует на заблудшие души атеистов методом доказательства от противного. Любая встреча с ним убеждает персонажей романа во всемогуществе Бога. А сам дьявол, по Булгакову, призван восстановить справедливость и равновесие добрых и злых сил. В романе нет посрамления сил зла или его торжества. Но без сравнения со злом не будет полного торжества добра. «Добро без границ» тоже несет зло, насилие, страдания. Когда-то во имя «справедливости и блага» у людей отнимали имущество, разрушали церкви, жгли иконы, загоняли в колхозы, закрывали весь народ за «железным занавесом». Зло — это тень добра, позволяющая выявить границы и контуры добрых дел.
В конце романа Воланд говорит Левию Матвею: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей… Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп». Булгаков как бы предупреждает: творите добро, умейте увидеть в каждом человеке хорошее, но не забывайте, что все мы живем в мире зла и каждый человек греховен по натуре своей.