Вы находитесь: Главная страница> Ахматова Анна> Многоликость музы А. А. Ахматовой

Сочинение на тему «Многоликость музы А. А. Ахматовой»

1. Основные направления лирики Ахматовой.

2. Родина в стихах Ахматовой.

3. Взаимосвязь поэзии Ахматовой и Блока.

В человеке порядочном патриотизм есть ничто иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит он ни от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше».

Н. А. Добролюбов

А. А. Ахматова писала свои стихотворения в сложное и неоднозначное время. Творчество ее многогранно и удивительно гармонично. Первое стихотворение Ахматовой было напечатано в 1907 году в парижском журнале «Сириус». Начиная с 1911 года Ахматова уже регулярно печатается в московских и петербургских изданиях. В 1912 году вышел первый сборник ее стихов «Вечер».Уже в этом сборнике проявились характерные для ее поэзии черты: напряженность любовного чувства, гармоничное сплетение внешних примет времени с переживаниями лирической героини. «Вечер» имел успех, но настоящую известность Ахматова приобрела после выхода сборника стихов «Четки» (1914).

В ранних стихах А. А. Ахматовой наблюдается обращение к символистским традициям. Для творчества поэта (Ахматова не любила, когда ее называли «поэтессой») характерны конкретность описаний, отсутствие всеобщности. Ощущается связь поэзии Ахматовой с поэтическими принципами наиболее ярких представителей символизма, таких как А. А. Блок.

Третий сборник стихов Ахматовой «Белая стая» вышел в 1917 году. В нем просматривается расширение тематического репертуара автора. Значительное место в стихах стали занимать темы, связанные с войной и приближающейся революцией. Поэтическая манера Ахматовой меняется, вместо интонаций живого разговора в стихах звучит одическая, пророческая пророческая интонация. События современности находят отклик в поэзии Ахматовой. Особенно четко эта тенденция прослеживается в стихах, написанных после Октябрьской революции. Например, в стихотворении «Когда в тоске самоубийства…» (1917) поэтесса говорит о своем неприятии революционных событий, но при этом — и о невозможности отказаться от Родины в тяжкие для страны дни:

Мне голос был.

Он звал утешно,

Он говорил:

Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид»:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Лирика Ахматовой, в определенной степени, дает срез эпохи. Ахматова была поэтом своего времени и своей страны, она очень тонко чувствовала все социальные и политические изменения, не принимала их и страдала за Россию.

Источником вдохновения для поэта была Россия, поруганная, но от этого не потерявшая своей прелести. Ахматова не смогла уехать в эмиграцию. Она знала, что только в России сможет творить, что Родине нужна ее поэзия:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Весь мир поэзии Ахматовой был связан с творчеством А. А. Блоком. Муза Блока и муза Ахматовой — родные сестры.

Герой поэзии Блока наиболее типичный человек эпохи, представитель мужской ее половины. Героиня же Ахматовой была представительницей прекрасного пола. Нередко у героя лирики Ахматовой прослеживаются черты лирических героев и образов Блока. Особенность поэзии Ахматовой проявляется изображении многообразия женских судеб. В поэзии Ахматовой показан сложный женский характер переломной эпохи. Конечно, переломы в истории — это драматичные события, тяжелые для восприятия и переживания. Но при этом перемены — это и обновление, что прекрасно чувствовала А. А. Ахматова. Вот потому и смогла она написать такие строки:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоской изглодано,

Отчего же нам стало светло?

В какой-то степени Ахматову можно назвать революционным поэтом. Но была она и поэтом традиционным, продолжателем традиций Пушкина. Взаимосвязь с творчеством Пушкина просматривается в лирике Ахматовой на протяжении всего ее поэтического наследия.

Но основным центром поэзии Ахматовой была любовь. Любовь — неотъемлемая часть стихии женской души. В одном из своих стихотворений поэт назвала любовь «пятым временем года». Любовь у Ахматовой проявляется в крайних состояниях — взлета или падения, первой встречи или разрыва, смертельной опасности или тоски. Обычно стихи ее — начало, окончание или только кульминация драмы:

Слава тебе, безысходная боль,

Умер вчера сероглазый король.

А за окном шелестят тополя:

Нет на земле твоего короля…

В поэзии Ахматовой можно увидеть и особую тенденцию к любви-жалости:

О нет, я не тебя любила,

Палила сладостным огнем,

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоем.

Мир поэзии Ахматовой — трагедийный мир. Во многом это объяснимо с позиций жизни поэта. У Ахматовой выдалась непростая жизнь в непростое, переломное время. И боль поэта за свою страну, за людей отразилась в стихах. Ахматова отдала всю себя на службу России, ее народу. Спустя десятилетия после создания центрального произведения в творчестве Ахматовой, поэмы «Реквием», поэт лаконично характеризует свою жизнь:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, —

Я была тогда с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Слово «народ» повторяется дважды в этих строках. И уже это говорит об отношении Ахматовой к людям своей страны. Поэт всегда находится в особенно острой взаимосвязи с народом, поэт творит для людей, не для себя. И Ахматова — яркий тому представитель. В своих стихах она утверждает, что прочность слияния судеб народных и судьбы поэта проверяется общим для них несчастьем. А общественно-политическая обстановка того времени была для Ахматовой настоящим несчастьем. Итак, Ахматова-поэт поражает нас своими удивительно образными, лаконичными и лиричными стихами. В ее творчестве неотъемлемой частью является любовь — традиционно женское чувство. Но не только любовь к мужчине, но и любовь к родной стране, боль за народ стали важными особенностями творчества поэта.