В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» ярко отразился характер эпохи, изменения в русской общественной жизни, которые произошли в начале 60-х годов XIX века, когда на смену дворянской идеологии и культуре пришла идеология революционно-демократическая.
И.С. Тургенев показал борьбу двух общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции, к которой принадлежат «отцы», и разночинной интеллигенции, к которой относятся «дети». Это борьба двух поколений. В чем же расхождение взглядов революционеров-демократов (поколение «детей») и либералов (поколение «отцов»)? Кто из них прав? Вот главные вопросы, поставленные И.С. Тургеневым в романе.
Базаров — главный герой романа «Отцы и дети» — сын скромного уездного лекаря, «новый человек», нигилист. У него небрежные манеры, даже внешность отражает характер героя: твердый, непокорный. Лицо у Базарова — «длинное, худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Говорит он кратко и отрывисто, не вынуждает себя к любезности, резок и грубоват, сам о себе говорит, что он «не мягкое существо», что «изящная сторона жизни» ему недоступна. Отца он просит «не нежничать», а своего друга Аркадия — «не говорить красиво». Евгений отрицает не только поэзию, но и музыку, искусство, любовь к природе.
Базаров — врач по образованию. Естественные науки привлекают его именно потому, что они опираются на точные экспериментальные данные. Базаров считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезней всякого поэта», «природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник». И в то же время наш герой — человек острого ума, волевая и честная натура. Базаров не способен притворяться или лицемерить. Его ненависть к «безобразному состоянию общества» глубокая и искренняя. Он враг болтовни, довольно циничен и склонен к шутке. Спрятанная под внешним равнодушием большая любовь к своим родителям очевидна, хотя он и не подает виду. Вопреки своему отношению к любви, а Базаров считает это глупостью, он все же влюбляется. В своем чувстве к Одинцовой герой раскрывается как натура очень сильная: он сумел перебороть себя в минуту страсти.
Главный идейный противник Евгения Базарова в лагере «отцов» — Павел Петрович Кирсанов, «уездный аристократ», потому что, даже живя в деревне, Павел Петрович сохранил всю чопорность аристократических привычек.
С первых же дней приезда Базарова в Марьино Кирсанов возненавидел Евгения. Он почувствовал в этом нигилисте сильного и умного противника. Все принципы Павла Петровича сводятся к одному — защитить старый порядок. Базаров же стремится эти принципы уничтожить. По мнению Кирсанова, аристократия — движущая сила общественного развития, ее идеал — конституционная монархия; путь к идеалу — либеральный, то есть через реформы, гласность. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без принципов, считает их ненужными и бессильными: «Вас всего четыре человека с половиной». Из-за расхождения взглядов Базаров и Павел Петрович часто ссорятся и спорят, не могут найти компромисс. Доказательством глубины их разногласий является дуэль. После дуэли Кирсанов готов признать, что Евгений вел себя отлично.
Мое личное отношение к Базарову двойственно. С одной сторо- ны, он мне нравится: он умен, образован, честен, обладает большой силой воли. Все эти качества в человеке привлекают. Но с другой стороны, я считаю, что надо сначала построить что-то новое, а потом ломать старое, а не наоборот. А то может получиться так, что, сломав все, что было, мы не сумеем создать что-то новое. Также мне кажется нелепым отрицать все: природу, искусство, музыку, любовь, даже то, чего не знаешь. Как можно отрицать то, чего не знаешь? Этого я не понимаю. Мне жаль Базарова, который в конце романа умирает. Вместе с ним умирают и те идеи, о которых он говорил. И все же… Поместив в центр романа спор Базарова и Кирсанова, Тургенев недвусмысленно дал понять, кому из них принадлежит будущее. Базаров побеждает Павла Петровича Кирсанова, тем самым доказывая превосходство нового над старым. «Это торжество демократизма над аристократией» — так оценивает И.С. Тургенев смысл изображенной им ситуации.