Базаров — герой уникальный в русской литературе. Такого необычного, яркого и противоречивого образа не создал никто ни до, ни после Тургенева. Онегин, Печорин, Чацкий — все это герои такого же масштаба. Но все же Базаров существенно отличается от них. Отличие это состоит в том, что он единственный, кто так раздираем изнутри противоречиями. А все перечисленные герои, хотя и страдают, и не всегда находятся в ладу сами с собой, но все же в них есть какая-то внутренняя гармония. В Базарове же присутствует скорее дисгармония. Он отрицает любовь, но именно любовь ломает этого сильного человека. Оп ненавидит «романтизм» и сам лее попадает под его влияние. Он снисходительно и холодно обращается со своими родителями, хотя в душе привязан к ним, может быть, даже сильнее, чем Аркадий к 11иколаю Петровичу. Он проявляет равнодушие по отношению буквально к каждому предмету и явлению, а когда приходится умирать, леалеет о том мире, который покидает. Поэтому самое сильное чувство, которое вызывает Базаров, — это сострадание. Чувство это приходит далеко не сразу, а лишь после прочтения книги.
Поначалу, в первых главах, герой не вызывал у меня никаких иных эмоций, кроме раздражения. Когда мы в первый раз встречаемся с ним, возникает ощущение, что в нем нет ничего человеческого; никаких слабостей, зато и никаких достоинств. Он действует, словно бездушная машина, не поддаваясь эмоциям. Его невозможно вывести из себя, рассердить, раздражить. Конечно, мне могут возразить, что хладнокровие — прекрасное качество в человеке. Но в том-то и дело, что Базаров не производит впечатления человека. В его ссорах с Павлом Петровичем гораздо симпатичнее выглядит дядя Аркадия, хотя бы потому, что он живой и обладает своей личной точкой зрения. А какая точка зрения у Базарова? Он берет любое утверждение и просто-напросто отрицает его. Он не пытается оценить искусство. Раз он не молеет его понять, значит, это пустяки. Он никогда не испытывал любви, поэтому имеет смелость утверждать, что ее вовсе не существует. А Павел Петрович знает, что она есть, прошел через это испытание. У него есть право рассуждать о чувствах. Поэтому даже немного смешно смотреть на Базарова, слушать его рассуждения. Ему просто недоступно понимание музыки, поэзии, любви. Он пытается объяснить любое из этих явлений с приземленной, даже с физиологической точки зрения. И это тоже смешно.
Однако, несмотря на это, Базаров очень умный человек. Он одерживает в спорах верх над Кирсановым-дядей благодаря своему спокойствию и рассудительности. Но все же в главах, которые посвящены пребыванию в семействе Кирсановых, Базаров мне мало симпатичен. Скажем, почему он так свысока, даже слегка презрительно, относится к Аркадию? Он ведь пользуется его гостеприимством и называет его своим другом. Может быть, Аркадий ослеплен, подавлен авторитетом Базарова, но он вовсе не глуп. Более того, в том, что касается каких-то бытовых вещей, он гораздо рассудительнее своего старшего товарища. И в конце концов оказывается намного счастливее его. Базаров с иронией отнесся к известию о женитьбе Аркадия. Но, кто знает, не было ли к этому примешано некоторой доли зависти?
Базаров и его родители — тема, достойная отдельного разговора, по отношению к ним он ведет себя порой крайне некрасиво. Например, в случае, когда он поцеловал Фенечку. При этом он прекрасно знает о ее отношениях с Николаем Петровичем. Он пытается поставить преграду между собой и родителями, но зачем? Ведь лучше, чем кто бы то ни было, он знает, что в нем сосредоточен смысл их существования. Наконец, очень неприятны его циничные замечания в адрес Одинцовой. Но тут ему можно найти оправдание: своим цинизмом он стремится замаскировать рождающееся в его душе чувство. Любовь к Одинцовой, в моих глазах, есть полное оправдание Базарова. Это чувство для него — и наказание, и урок, и искупление одновременно.
Любовь к такой женщине, как Одинцова, — тяжкое испытание уже само по себе. Но когда человек отрицает в принципе существование подобного чувства, то для него любовь становится испытанием невыносимым. Базаров ломается. Услышав отказ из уст любимой женщины, он буквально становится другим человеком. Он пытается забыться: то лихорадочно работает, то впадает в апатию. И тут уже читательское раздражение от его бездоказательных утверждений, высокомерия, эгоизма перерастает в совсем иное чувство — чувство сострадания, сочувствия. Не может быть ничего ужаснее для сильного человека, чем быть побежденным. А Базаров к тому же побежден тем, существование чего вовсе отрицал.
Он, наконец, понимает и сам, что является вполне обыкновенным человеком. И, как всякий человек, он может попасть под влияние столь ненавистного ему «романтизма». Конечно, в конце романа Базарова никак нельзя назвать жалким. Но крушение надежд и убеждений подкосило его. Он стал как будто бы меньше. Несчастья сушат человека.
Базаров — герой, вызывающий уважение. Его сила воли, его ум, характер, решительность — очень привлекательные черты. Когда же оказывается, что он подвластен человеческим чувствам и способен признавать свои ошибки, способен даже вступить в борьбу с тем, что сильнее его, — все это поднимает его в глазах читателя. По крайней мере, в моих глазах это делает его человеком более чем достойным. Раздражение и неприятие, которые вызывал герой в начале романа, как-то сглаживаются, постепенно стираются и превращаются в смешанное чувство уважения и сочувствия.
Я считаю, что Базаров по праву занимает одно из первых мест в русской литературе.