Петербург… Петроград… Ленинград… И вновь Санкт-Петербург.
Так складывалась судьба моего родного города. Столетиями создавался
его образ в литературе. Как различны были представления о Петербурге
у таких известных писателей, как Гоголь, Некрасов, Достоевский.
И многие поэты воспевали его в своих стихах.
С детских летя помню наизусть отрывок из поэмы «Медный всадник».
Но впоследствии, познакомившись с творчеством других поэтов,
поняла, что больше всего мне близок образ ахматовского Петербурга.
Молодость поэтессы, прошедшая в этом городе, была яркой и шумной.
Именно в этот период А. Ахматова написала одно из стихотворений,
которое стало моим любимым.
Стихотворение «Как люблю, как любила глядеть я…» написано
в 1916 году. А.Ахматова восхищается Петербургом, называет его
столицей «для безумных и светлых нас». Когда я читаю это стихотворение,
мне представляется женщина, прогуливающаяся вдоль Невы.
Ее взгляд рассеянно блуждает по ветхим зданиям Петербурга:
Как люблю, как любила глядеть я
На закованные берега,
На балконы, куда столетья
Не ступала ничья нога.
Спокойствие и тишина белой ночи окружают героиню, она гуляет
в тот «особенный чистый час», когда Нева застыла в ожидании рассвета.
Лишь тихий майский ветерок слегка волнует водную гладь. Но неожиданно
гармонию и умиротворение нарушает упоминание о смерти:
Ты — как грешник, видящий райский
Перед смертью сладчайший сон…
Почему же поэтесса упоминает об этом? И почему называет
лирическую героиню «грешницей»? Я думаю, что в этих строках
содержится основная идея стихотворения. Петербург — это город,
соединяющий в себе реальность и фантастику. В его образе есть
и величественное, и таинственное. Можно только удивляться, что
стихотворение, написанное в начале века, так ярко выражает мое
восприятие Петербурга.
Но мой город — это не только величие и таинственность, это также
простота и естественность. Как часто, прогуливаясь по тихим улочкам
города, блуждая по аллеям Летнего сада, я вспоминала строчки:
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
Лирическая героиня А. Ахматовой как будто гуляет по саду,
рассматривает статуи, вспоминает свою молодость. Сколько пережила
она! Но Летний сад остался прежним:
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
В нем еще живет дух прошлого. Тени «врагов и друзей» проходят
мимо. Их очень много:
А шествию теней не видно конца,
От вазы гранитной до двери дворца.
Однако не только ее воспоминания хранит Летний сад. Он знает
также о «высокой и тайной любви».
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
На мой взгляд, в этом-то и заключается его прелесть. В гармонии
природы и искусствакроетсяразгадканепостижимойкрасоть! Летнего сада.
Это можно сказать и о самом Петербурге. Моя жизнь связана
с этим городом, поэтому мне и близки стихи А. Ахматовой. В них
меня привлекает то, что Петербург утратил свои отталкивающие
черты (таков Петербург Достоевского), а предстал перед нами возвышенным,
таинственным, светлым.