Вы находитесь: Главная страница> Грибоедов Александр> Москва в изображении Грибоедова и Пушкина (по произведению "Горе от ума" и седьмой главе "Евгения Онегина")

Сочинение на тему «Москва в изображении Грибоедова и Пушкина (по произведению «Горе от ума» и седьмой главе «Евгения Онегина»)»

Москва… как много в это звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

И Пушкин, и Грибоедов жили в Москве. Провели немало времени в светских гостиных. Поэтому их описания города имеют так много сходства. Они жили в одно и то же время, общались с одними и теми лее людьми, ходили по одним и тем же улицам. Нет ничего удивительного в том, что в «Горе от ума» и в «Евгении Онегине» мы видим один и тот же город.

Однако, рассуждая о каком-то городе, следует разграничивать понятия «сам город» и «его жители». Москвой как старинным прекрасным памятником архитектуры Пушкин восхищается. Он любуется ее церквами, колокольнями, садами и чертогами. Он с гордостью упоминает о том, что она выстояла перед Наполеоном. Поэтому в седьмой главе «Евгения Онегина» Москва предстает как поистине величественный город. Недаром Пушкин выбрал такие звучные эпиграфы к этой главе, принадлежащие перу Дмитриева и Баратынского:

Москва, России дочь любима,
Где равную тебе сыскать?

И:

Как не любить родной Москвы?

Третий эпиграф — это строки из «Горя от ума» Грибоедова:

Гоненье на Москву! что значит видеть свет!
Где ж лучше?
Где нас нет.

Именно этот эпиграф позволяет нам провести первую параллель между романом «Евгений Онегин» и комедией «Горе от ума», поскольку в приведенных строках уже идет речь про московское общество, а не про сам город.

Что же представляет собой светское общество Москвы? Оно живет, подчиняясь давно принятым нормам и правилам, среди которых, может быть, первое место занимают обязательные визиты родственникам и знакомым. Часто жизнь светского человека состоит из сплошных визитов. Пушкин, естественно, тоже не забывает упомянуть об этом:

И вот: по родственным обедам
Развозят Таню каждый день,
Представить бабушкам и дедам
Ее рассеянную лень.

То же самое видим у Грибоедова. Фамусов планирует свои визиты:

К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели…
В четверг я зван на погребенье.

И особенно сильное впечатление производит его заключительная фраза в этом монологе:

Я должен у вдовы, у докторши, крестить,
Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить.

Все роли в светском обществе расписаны. Можно заранее рассчитать, что будешь крестным отцом у таких-то людей. Все подчинено строгому этикету. Но если для привыкшей к деревенской воле Татьяны строгое следование этикету и бесконечные визиты утомительны, то Фамусов не видит для себя иного способа существования.

Но и этикет, и светские манеры, и «изящное» употребление в речи французских словечек лишь прикрывают пустоту и никчемность московского общества. Татьяна видит пошлость и пустоту всей окружающей се в Москве обстановки:

В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки…

Живой, ищущий ум просто задыхается в этих условиях, Так было и с Чацким. Он, как и Фамусов, мог бы сказать: «едва где сыщется столица, как Москва», но только вкладывая в эти слова совершенно противоположный смысл. Действительно, такого сухого, чопорного общества, прикрывающегося традициями, не встретишь нигде. И в этом Пушкин с Грибоедовым единодушны. Московские гостиные богаты лишь сплетнями, но отнюдь не интересными мыслями и глубокими чувствами. Несмотря на восхищение Москвой как прекраснейшим, светлым городом, оба поэта не скрывали изъянов общества, ее населяющего. И это создало живую картину тогдашней Москвы. Мы без труда можем представить ее себе такой, какой она была во времена Пушкина и Грибоедова.