Вы находитесь: Главная страница> Грибоедов Александр> Москва в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение на тему «Москва в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»»

В конце зимы 1824 года по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов.
Талантливый русский дипломат и писатель не случайно избирает местом действия своей пьесы московские гостиные. Колыбелью автора комедии была Москва аристократическая. Москва просвещенная и вольномыслящая воспитала его ум и сердце. Москва народная, героическая укрепила его любовь ко всему русскому.
Комедия «Горе от ума» — суровое обличение того мира, в котором процветают крепостники, солдафоны и молчалины. Пьеса расходилась в списках по всей стране, но не только потому, что вопросы, поднятые в ней, были невероятно актуальны, но и потому, что комедия отличалась удивительной реалистичностью. Главное действующее лицо пьесы, на мой взгляд, даже не Чацкий, который, безусловно, высказывает дорогие автору мысли, а вся Москва, все люди, ее населяющие. Вначале образ столицы складывается из портретов отдельных героев, но в третьем и четвертом актах эти портреты оживают в многочисленных персонажах, гостях на званом вечере в доме богатого московского барина Павла Афанасьевича Фамусова.
«На всех московских есть особый отпечаток», — говорит хозяин дома, умеющий давать людям меткие характеристики. Действительно, москвичи не похожи на жителей других городов. И в монологах Чацкого и Фамусова даются описания отдельных людей, которые обозначают для читателя общие черты принадлежности к «московским».
Конечно, Чацкий и Фамусов говорят по-разному и о разном. В монологе «Ну, что ваш батюшка?» перед нами предстает галерея выразительнейших лиц. Фамусов — «старинный, верный член» Английского клуба; дядюшка Софьи весь «свой век» пропрыгал на балах; «тот черномазенький, на ножках жаравлиных» присутствует во всех гостиных, но никто даже не может припомнить его имени, настолько он безлик. Затем мы видим троих «из бульварных лиц, которые с полвека молодятся» и считают своей родней весь город. Тон Чацкого становится все более и более суровым. Следующий, кого упоминает герой пьесы, — любитель театра, чей «дом зеленью раскрашен в виде рощи», но сам он «толст, его артисты тощи». Потом мы узнаем о члене ученого комитета, который «с криком требовал присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился…». Упоминает Чацкий и о принятой в Москве системе воспитания, когда родители стремятся набрать детям «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле». Москвичи видят спасенье в немцах и французах, а результат — не только отсутствие представлений о национальной культуре, но и дикое «смешенье языков: французского с нижегородским».
Монолог Чацкого разворачивает перед нами колоритную галерею обитателей Москвы. Но это взгляд с одной стороны. Во втором действии свое представление о москвичах высказывает Фамусов. Мы видим почтенных московских бар, которых молодежь должна считать образцом для подражания. Кузьма Петрович — «почтенный камергер» — заслужил уважение тем, что был «богат, и на богатой был женат». Покойный Максим Петрович — воплощение рабской морали «века минувшего». Он был пожалован «высочайшей улыбкой» за то, что оступился и упал и счел самым разумным упасть еще два раза. Чацкий восклицает: «Нет, нынче свет уж не таков», — но так ли это? Мне кажется, что развитие действия пьесы доказывает обратное.
В третьем действии мы встречаемся с москвичами на балу у Фамусова. Основу комизма здесь составляет, на мой взгляд, тема огромной власти московских дам. Еще Фамусов отмечает:
А дамы? — сунься кто, попробуй, овладей;
Судьи всему, везде, над ними нет судей…
Платон Михайлович Горич — бывший товарищ Чацкого — попал под каблук своей жены. Княгиня Тугоуховская с шестью дочерями, озабоченными лишь удачным замужеством, помыкают старым князем. Графиня-внучка Хрюмина готова обругать весь свет лишь только потому, что «в девках целый век». Один из самых колоритных образов — старая московская барыня Хлестова. Она всегда имеет свое суждение, знает себе цену, но при этом груба, деспотична с крепостными. Наверное, мнения именно таких барынь больше всего боится Фамусов. Недаром его последними словами в комедии является реплика:
Ах! боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
Да, женская власть в московском обществе сильна. Но Москва уже не может прожить и без таких людей, как Загорецкий, умеющих услужить всем, приврать, когда надо, не боящихся подличать. Значительное место в комедии занимает Репетилов, который являет собой образ человека, способного опошлить любое святое дело.
И наконец, главные герои. Софья — типичная московская барышня, неглупая, но воспитанная не на жизни, а на французских романах, из которых она и заимствовала представления об «идеале» мужчины, которому, как ей казалось, соответствовал бессловесный Молчалин. Чацкий с сарказмом замечает, что из ее избранника вышел бы «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей». Сам же Молчалин — одна из наиболее ярких и зловещих фигур в пьесе. Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, умение найти «ключ» к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность — вот определяющие качества этого героя. И в этом Молчалин не отличается от всего фа- мусовского общества. Он также служит «лицам», а не «делу», так же уверен в незыблемости всего общественного строя России. Но есть нечто, что отличает его от других героев пьесы: его сила. За три года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин, он стал секретарем московского «туза», получил три награжденья, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Незаменим в фамусовском доме, незаменим в обществе:
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет…
Скалозуб — типичный солдафон, человек, которого можно назвать слепым исполнителем. Но его образ не только комичен. Вспомним размышление Скалозуба о карьере:
Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Фамусов — олицетворение «века минувшего» во всей его красе. Он является убежденным сторонником старых порядков, при этом он уже достиг «степеней известных» и заботится разве лишь о том, чтобы выдать замуж дочь. Все остальные дела его сводятся к тому, чтобы не забыть зайти «на форели», потому что, как он сам признается,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Пожалуй, единственное, в чем сходятся Фамусов и Чацкий, эго в отношении к засилью в русской дворянской среде заграничных мод и вкусов. Но для Фамусова это не только «Кузнецкий мост, и вечные французы», но и смелые политические взгляды, дух перемен. Чацкий на три важнейших года исчез из российской действительности. А ведь за эти три года утихло послевоенное ликование, поэзия ратных подвигов 1812 года сменилась прозой обыденных дел. И большинство радо вернуться к довоенным заботам: карьера, протекции, доходы… Воротившись в Россию и попав «с корабля на бал», Чацкий так до конца и не разобрался, что в Москве жизнь вошла в прежнее, довоенное русло и что москвичи этому рады. Постепенно наступает прозрение: «Дома новы, но предрассудки стары». И в последнем монологе Чацкий уже кричит о той толпе «в любви предателей, в вражде неутомимых, рассказчиков неукротимых, нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих, стариков», которую он увидел в Москве. Герой бежит прочь из столицы, чтобы сохранить свой рассудок, ибо Одному человеку не под силу бороться с миром фамусовской Москвы.
Не знаю, изменилось ли что-нибудь в Москве после обличительных монологов Чацкого. Похоже, что нет. Но можно быть уверенным, что после появления комедии «Горе от ума» москвичи смогли по-новому взглянуть на все то, что их окружало.