Вы находитесь: Главная страница> Булгаков Михаил> Мой М.А. Булгаков («Люди как люди» по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Сочинение на тему «Мой М.А. Булгаков («Люди как люди» по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)»

Для меня М. А. Булгаков является одной из величайших загадок человеческого гения. Все без исключения его творения выделяются из огромной массы произведений XX века. Они слишком непохожи на других, оригинальны и неожиданны, чтобы быть неузнанными. Спектр проблем, поднимаемых писателем в произведениях, необычайно широк и разнообразен. Чувствуется, что он любит человека, искренне интересуется всеми проявлениями человеческой натуры, порой нелицеприятными. В булгаковских произведениях есть любовь и ненависть, жадность и бескорыстие, Бог и дьявол. Произведением, ставшим вершиной его художественного гения, явился роман «Мастер и Маргарита». За него Булгаков боролся до конца жизни. Роман вобрал в себя все философские, нравственные и социальные проблемы, интересующие писателя, стал глобальным историческим трудом, затребовавшим долгой и кропотливой архивной работы.
Однако для меня это произведение интересно не столько как великолепный исторический труд и щемящая любовная драма, сколько как блистательное сатирическое произведение, раскрывшее один из интересных периодов в истории нашей страны, не похожий ни на один известный ранее и имеющий свой ни на что не похожий стиль жизни, — период нэпа.
Булгаков неподражаем как сатирик. Невозможно без улыбки читать портретное описание героев, с которыми связана сатирическая линия романа. А чего стоит сценка погромов в Торгсине и Грибоедове, устроенных неразлучной парочкой Коровьевым и Бегемотом. Эти сцены необычайно красочны и живы, Булгаков язвительно насмехается над существующим порядком, когда важным становится не человек, а его документы.
Коровьев на требование предъявить его писательское удостоверение изрекает: «Чтобы убедиться в том, что Достоевский — писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение?» А в сцене в Торгсине он произносит душещипательную тираду о защите прав «бедного человека, горемыки» и призывает бить иностранцев, произнося «глупейшую, бестактную и, вероятно, политически вредную вещь». И, как это ни странно, он находит сторонников среди посетителей гастронома: тщедушный старичок бросает кулечек с миндальными пирожными и бьет иностранца по голове.
Булгаков словами Воланда говорит: «Люди как люди… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди». И действительно, на протяжении романа эти самые жестокие, глупые и пошлые люди проявляют признаки человеческого сочувствия и доброты: публика просит Воланда вернуть голову Бенгальскому, молящему о помощи; милосердная фельдшерица Прасковья Федоровна заботится о каждом больном клиники доктора Стравинского. Воланд прощает людям многие слабости потому, что они — люди — были такими испокон веков. Во все времена главными людскими пороками были жадность и трусость. С древности за деньги покупалось все: любовь, дружба, честь и совесть. Иуда продал Христа за тридцать сребреников. Превыше денег ценилась лишь власть; боязнь потерять власть заставила Понтия Пилата отречься от Иешуа, ставшего ему близким человеком. Да и в современном автору мире деньги являются главной движущей силой. Взяточничество процветает повсеместно. Ради денег люди в цирке готовы были прыгать с бельэтажа на сцену, драться, давить женщин и детей, идти куда угодно, хоть к дьяволу в гости (буфетчик варьете Андрей Фомич Соков добрался до самого Воланда, желая получить деньги). Ради спрятанных дома богатств валютчики из сна Никано- ра Ивановича готовы неделями сидеть на полу в театральном зале, есть суп и слушать монологи из «Скупого рыцаря». Воланд прощает их, он говорит: «Любят деньги, но ведь это всегда было… квартирный вопрос только испортил их…» А уж ради решения жилищной проблемы современные люди идут на все: Алоизий Могарыч доносит на своего соседа Мастера; киевский дядя Берлиоза Максимилиан Андреевич Поплавский не скорбит о племяннике, его мысли заняты лишь освободившейся жилплощадью; многочисленные просители дают взятки председателю жилтоварищества; и наконец, Воланд рассказывает Маргарите историю об одном очень изобретательном «квартирном проныре», который в рекордно короткий срок обменял трехкомнатную квартиру на шесть комнат в разных концах Москвы.
Несмотря на все людские пороки, Булгаков не считает себя вправе осуждать их. Ведь наряду с ложью и предательством среди людей существует чистая любовь, теплота и бескорыстная дружба. И пока существуют эти прекрасные вечные чувства, у человечества есть шанс исправиться и стать лучше. Писатель награждает Мастера и Маргариту за стойкость их любви, он дарует им покой.
Долгое время произведения великого писателя, драматурга и сатирика XX века М. А. Булгакова находились под запретом. Его судьба продолжила собой бесконечную цепь судеб талантливых, неординарных личностей, к которым признание приходит лишь после смерти. Гонимый, обездоленный, Мастер проходит путь своего создателя: его бесценная рукопись попадает в руки пошлых и ограниченных людей, его практически уничтожают. Булгаков оказался сильнее своего героя, он не отрекся от своего детища и до конца жизни боролся за него. Для меня М. А. Булгаков всегда был и останется Мастером с большой буквы.