Евгений Базаров, с точки зрения многих критиков, — “новый человек”, выразитель прогрессивных идей. Но мне лично его взгляды прогрессивными не кажутся.
Базаров родился в семье бедного уездного лекаря, прошел большую жизненную школу труда и лишений, из которой вышел сильным и суровым человеком. Эта школа пробудила в герое грубую материалистическую натуру, отрицающую все жизненные принципы и приоритеты. Базаров приобщает себя к народу, так как его дед “землю пахал”, но ведь он и презирает свой народ, ненавидит его патриархальность. Герой отрицает красоту природы и искусства, которые являются неотъемлемыми компонентами жизни людей. Поэтому, на мой взгляд, ни о каком сплочении с народом не может быть и речи. Все красивое, достойное восхищения— для Базарова лишь “вздор”. Он заявляет, что природа “не храм, а мастерская”, однако живописные описания природы, которыми наполнен роман, убеждают читателя в обратном: только жизнь в гармонии с окружающим миром может принести человеку счастье. Героя также не волнуют чужие чувства и переживания: поцеловав Фенечку, он даже не подумал о том, что этот поцелуй может разрушить ее отношения с Николаем Петровичем. Базарову не нужны друзья, которые ему бы сочувствовали и любили его. Ему нужны лишь единомышленники. Он пренебрегает даже безмерной любовью своих родителей.
С моей точки зрения, Евгению присущи такие качества характера, как болезненное самолюбие, непоколебимая уверенность в своей правоте, готовность в угоду идее совершать насилие. Проанализировав поступки и образ жизни и мыслей героя, нетрудно прийти к выводу, что он— бездуховное существо, способное лишь следовать по выбранному пути без каких-либо отклонений. Таковым Базаров предстает не только перед нами, но и перед самим собой. Он считает себя проповедником нигилизма. Однако это лишь маска. Герой не выдерживает испытаний судьбы: он влюбляется в Анну Одинцову, хотя до этого не признавал высокие чувства, а любовь сводил к физиологическому влечению. Евгений отрицает все приличия, но между тем принимает вызов на дуэль от Павла Петровича Кирсанова. Базаров думал, что школа “лишений и труда” стерла с его сердца человеческое отношение к жизни, но он ошибся. Эта ошибка превратила его идеалы и стремления в прах. Поэтому его можно назвать несостоявшимся нигилистом. Эта несостоятельность послужила и причиной его последнего желания увидеть перед смертью Одинцову. Я думаю, что смерть была для него единственным способом заглушить в себе боль разочарования. В последней сцене романа автор умышленно описывает ту вечную природу, на спокойствие которой покушался Базаров, которая дает мнимому нигилисту успокоение… Появле ние человека на свет сопровождается радостью и любовью, уход из жизни — горем и скорбью, поэтому отрицание чувств бессмысленно. Как бы мы ни сопротивлялись моральным категориям, они все равно берут верх. Поэтому зачем лишать себя счастья, альтернативой которому рано или поздно будет горькое разочарование? В связи с этим я могу обвинить Базарова в неприятии не только культуры, обычаев и традиций народа, но и самой жизни как таковой.