Вы находитесь: Главная страница> Блок Александр> «Музыка революции» в поэме А.А. Блока «Двенадцать»

Сочинение на тему ««Музыка революции» в поэме А.А. Блока «Двенадцать»»

Большой русский поэт России, преданнейший ее сын, представляя Россию после революции «по-новому — великой», со страстным призывом обратился к интеллигенции: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Сам же, услышавший «музыку революции», воплотил ее в поэме, в которой «через край перелилась восторга творческого чаша…». Как необычайный творческий взлет, как страстное утверждение нового мира — поэма «Двенадцать», по окончании работы над которой Александр Блок записал в своем дневнике: «Сегодня я — гений».
Какой же увидел революцию гений Блока? Как для него звучит «музыка революции»? Что услышал поэт в этой музыке? Блок сравнивает революцию с мировым пожаром, в котором, как в очистительном огне, гибнет ненавистный ему мир и встает мир обновленный.
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем…
Поэт представляет себе революцию как могучий порыв ветра, сбивающий с ног, как всепобеждающую стихию, против которой нет защиты.
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
Лучше всего выражает отношение поэта к происходящему резко изменившееся звучание темы России в поэме. Блок, посвятивший ей самые проникновенные строки, воспевший ее в своих стихах, вдруг пишет:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Блок ждет и приветствует революцию. Он надеется на ее очистительную бурю. Он видит в революции единственное спасение России. И после ее победы пишет поэму, в которой выражает свое отношение к революции. Поэт предупреждает ста- рый мир о том, что время его существования подходит к концу:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Но кроме положительных явлений Блок видит в революции и негативные. Так, например, красногвардейцы очень похожи на каторжников:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом — огни, огни, огни…
В зубах — цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Кроме этого Блок заметил безвластие и вседозволенность, царившие в то время. Тот, у кого в руках было оружие, мог делать все, что ему вздумается:
И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
Это страшно, что «без креста», без святости, без законов.
И как следствие этого — многочисленные грабежи, вымещение злобы на проигравшем классе за свои собственные неудачи:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!
Ужь я ножичком
Полосну, полосну!..
Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку…
Поэт вслушивается в «музыку» революции. Что в ней слышится? Что несет революция? Блок не только сам вслушивается в эту музыку, но и призывает других. Он слышит, как в «музыке» революции завывает ветер перемен, слышит, как идут те двенадцать красногвардейцев, вооруженный патруль, олицетворяющий двенадцать апостолов революции. Блок слышит их шаг, «мерный», «державный»:
Вдаль идут державным шагом…
— Кто еще там? Выходи!
Это — ветер с красным флагом
Разыгрался впереди…
Надежды Блока, связанные с революцией, не оправдались. Мечты не сбылись. Но он благословил революцию, поставив во главе красногвардейцев Иисуса Христа:
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидйм,
И от пули невредйм,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Как символ чистоты, святости, облагораживающей силы добра, справедливости, милосердия… Но, к сожалению, их увидел только поэт…