Вы находитесь: Главная страница> Салтыков-Щедрин Михаил> Народ и властители. "История одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сочинение на тему «Народ и властители. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина»

Атаманы-молодцы, беспутные
клементинки, рукосуи и лапотники,
майор Прыщ и бывалый прохвост
Угрюм-Бурчеев пережили
Салтыкова — Щедрина.

М. Булгаков

Одним из подлинных шедевров русской литературы XIX века по праву считается цикл Салтыкова-Щедрина «История одного города». В мировой литературе рядом с «Историей…» можно поставить, пожалуй, лишь «Остров пингвинов» А. Франса, но после того как я прочитала произведение французского писателя, я сразу почувствовала различие творческих манер Франса и Салтыкова-Щедрина.

Анатоль Франс в «Острове пингвинов» просто иронизирует, пародируя в истории пингвиньего государства историю всего человечества с его пороками и слабостями, но относится к этому как-то холодновато-отстраненно. Совершенно другое — у русского сатирика. Как часто сквозь его сарказм, насмешку, а иногда злость проглядывают «невидимые миру слезы». Как болеет писатель за российскую жизнь — беспутную, невежественную, темную!

В основе «Истории одного города» лежат взаимоотношения народа и власти. Конечно, красноречива галерея градоначальников, но ведь в произведении есть и те, кем управляют все эти угрюм-бурчеевы, прыщи, фердыщенки. Это — глуповцы. Да, именно таким обидным именем, почти кличкой называет сатирик жителей изображаемого города.

История этого «древнего и славного народа», какой ее преподносит нам архивариус, с ее истоков полна дичайших нелепиц: то глуповцы (а тогда еще племя головотяпов) предлагают своим врагам «друг с дружкой до тех пор головами тяпаться, пока кто кого перетяпает», то блинами конопатят острог, то приглашают князя над собой властвовать. И при всем при этом кричат гордо: «Мы головотяпы! нет нас народа мудрее и храбрее!».

Салтыков-Щедрин в глуповцах не изображает конкретных людей, он рисует собирательный образ. Это образ русского народа, но поданный откровенно сатирически, что было ново и очень смело для литературы того времени. Ведь писатели демократических настроений изображали народ только сочувственно.

Салтыков-Щедрин направляет свою сатиру на такие черты народного характера, как привычка к повиновению, рабская психология, наивная вера в доброго царя или барина, склонность к иллюзиям, глупость, бездуховность. В некоторых сценах просто чувствуешь горькое разочарование писателя, его досаду и даже злость. Но сквозь эти в общем-то справедливые чувства прорывается сострадание к несчастным, замороченным глуповцам, никак не желающим понять, что они — глуповцы, и устыдиться этого. А картины бедствий народа в главах «Соломенный город» и «Голодный город» не могут не вызывать сочувствия.

Особое место в «Истории…» занимают портреты градоначальников. Вот тут нет ни капли сочувствия, а только жесткий и жестокий сарказм в адрес «властителей».

Перед читателем один за другим проходят Фердыщенко и Брудастый, Угрюм-Бурчеев и Прыщ. Салтыков-Щедрин использует в образах градоначальников элементы фантастики, гротеск, гиперболу. Какие запоминающиеся образы -майор Прыщ с фаршированной головой или градоначальник Иванов, который вследствие малого роста лопнул, не сумев осмыслить нового закона! Образы очень смешные, но и жутковатые.

И жутко становится еще и от того, что Салтыков-Щедрин показывает всеобщий характер этой повальной глупости, свинства, карьеризма. Писатель делает это с помощью интересного хода: он придает городу Глупову обобщенный и изменчивый облик. То Глупов стоит на болоте, то на семи горах, то на трех реках. Он принимает вид села, губернского города, или вдруг оказывается, что Глупов граничит… с Византийской империей.

Это не просто один из российских городов, как город N в «Мертвых душах» Гоголя, это нечто большее. Город в «Истории…» — особое пространство, в котором — вся Россия второй половины девятнадцатого столетия.

Да только ли девятнадцатого? Ведь присмотрись — и в нашей жизни увидишь и глуповцев (ох, сколько их!), и начальников с фаршированными головами. Салтыков-Щед-рин смог увидеть и отразить в «Истории одного города» не только конкретные и проходящие беды своего времени, но и вечные проблемы отношений народа и власти, недостатков народного характера. По-моему, Салтыков-Щедрин’ актуален до сих пор. Кто знает, может быть, будет актуален и в будущем?..