Мы привыкли считать власть и высшие ценности противоположностями. Настоящий мастер не может быть в гармонии с кесарем. Действительно ли это так? Обратимся к роману «Мастер и Маргарита». Как Булгаков характеризует власть?
События романа разворачиваются в первой половине двадцатого века в Москве. Основной персонаж — Мастер. Да, именно Мастер. Так автор называет своего героя, одновременно давая ему характеристику и отличая от других. Делом жизни Мастера становится работа над романом о Понтии Пилате. Однако шедевр не был принят обществом, ведь в тридцатые годы те проблемы, что раскрыл Мастер, были не только не актуальны, но и опасны для существующего строя, власти.
Повествуя о событиях в Москве, автор параллельно рассказывает нам историю, произошедшую в далеком прошлом в Ершалаиме. Кесарь Понтий Пилат приговорил к казни философа Иешуа. Га-Ноцри считает, что однажды «настанет время, когда не будет власти кесарей», что все равны перед высшей правдой. Философ видит добро, хорошее во всех людях. Теория Иешуа расходится с позицией властей. Пилат внутренне ощущает правоту Га-Ноцри. Но, помиловав его, кесарь лишился бы авторитета…
Объединением двух сюжетных линий романа является образ Воланда, который приехал в Москву, чтобы узнать, не изменились ли люди «изнутри». Впоследствии мы узнаем, что Воланд — сатана, а следовательно, свидетель всех событий прошлого и настоящего. Роль его очень велика. Он — воплощение законной власти, справедливой кары. Это та сила, что «вечно стремится творить зло, но вечно совершает благо». «Совершает благо», так как повинуется законам «царства» Иешуа…
Вернемся к событиям в Москве. Кто же те, кто так безжалостно отвергли творение Мастера? Кто представители власти? Автор отвечает на эти вопросы, описывая Дом Грибоедова. Булгаков показывает нам кабинеты. Это — кассы, комнаты отдыха. В Доме Грибоедова самый лучший ресторан, выгодные путевки. Именно об этом (обедах, поездках) разговаривают между собой представители искусства. Ни слова о творчестве! Ни намека на действительно полезный труд! А попасть в этот мир материального благополучия, достатка можно, предъявив удостоверение. Да, чтобы называться поэтом или писателем, необходимо удостоверение! И все это по вине кесарей.
Таким образом, автор прибегает ко множеству средств, дабы показать, что в Доме Грибоедова царит бездуховность. Высшие категории бытия утратили свое значение. Автор показывает неискренность литераторов. Это видно не только из диалогов, но и из деталей внешнего описания. Например, фамилии — «говорящие».
Думается, только такие «художники» могут ужиться с властью, ведь их цель — не творчество, не стремление к идеалу. Вспомним диалог Берлиоза и Бездомного. Берлиоз оценивает произведение поэта лишь с идеологической точки зрения. И Бездомный, прежде имевший собственную точку зрения, соглашается с председателем МАССО- ЛИТа. Показательно и то, как критикуется роман Мастера. Нет ни слова о том, каков стиль, творческий метод, удался ли роман вообще. «Пилатчина» — вот практически все, что смогли сказать кесари.
Таким образом, власть подавляет творчество, не принимает действительно значимое, избегает новшеств, инициативы.
Помимо описания Дома Грибоедова автор приводит и другие примеры для характеристики властей. Например, Варьете, где царит взяточничество. Показательны и эпизоды, связанные с происшествиями в квартире, где поселился Во- ланд и его свита. Я считаю, что бал у сатаны — это проекция московского общества. Один из наиболее ярких моментов — диалог Воланда и Берлиоза. «Вы уходите в небытие, а мне будет приятно испить из чаши, в которую вы превращаетесь. Выпить из бытия». Тут одновременно звучат и тема возмездия, и тема торжества вечного. Подобно Берлиозу, «суду» Воланда подверглись все те, кто жил ради собственной выгоды, ради власти. В том, как относится Воланд к героям романа, чувствуется позиция и самого автора.
Что же Мастер? Думается, его ошибка была в том, что он не смог бороться против кесарей. Именно поэтому Иешуа даровал ему покой, но не свет. Однако Пилат, который проникся идеями Га-Ноцри, глубоко сожалевший о том, что ради своей власти обрек философа на смерть, заслужил свет. И власть, что была так значима для Пилата в Ершалаиме, утратила свое значение рядом с вечными ценностями.
Да, власть и высшие категории Бытия несовместимы. Неизбежен конфликт «кесарей» и Мастера. Но важна
борьба за правду… И однажды наступит время высшей справедливости, когда каждому из нас по вере воздастся.
Однако «царство» Иешуа можно считать воплощением власти, но власти справедливой; а Воланда — символом высшей кары. Так вот только с такой властью может быть в гармонии истинный Мастер.