Каким бы нелепым ни был случай, описанный в повести Ю.Н.Тынянова, он имеет вполне реальную основу. Об этом писал В.Каверин: «В одном из приказов по военному ведомству писарь, когда писал «прапорщики и такие-то в подпоручики», перенес на другую строку слоги «Ки-ж», написав при этом большое «К». Так вот ошибка писаря вызвала к «рождению» нового человека. Всего лишь парочку новых «черточек» и появляется личность, которая живет, получает чины, обзаводится семьей, а потом умирает. Сам Тынянов говорил еще об одном источнике — «двустрочном анекдоте», рассказанном В.Далем, в котором подпоручик назван Киже. Использование такого количества источников говорит о том, что случай описанный Юрием Николаевичем Тыняновым не единственный. Оплошность одного может способствовать появлению нового человека, но одновременно «убрать» живого с Земли.
И вся бездушность, что царила в условиях правления Павла 1, говорит о том, что человек живой или придуманный есть только совокупность букв на бумаге. В этой системе совершенно не нужна личность со своими претензиями, заявками на свое место под солнцем. Человека, выкрикнувшего слово «караул» под окнами Павла, не смогли найти и приписали этот крик несуществующему человеку. В этом случае показана еще одна сторона правления государя: обвинение неповинного и нежелание искать истинного виновного. Постепенно «влиянию» несуществующего человека поддаются и «окружающие», которые тем или иным способом «соприкасаются» с ним. Все начинают играть роль, которую навязывает им Павел 1. И ни у кого даже мысли не возникает, что все может быть как-то иначе.
Фрейлина, на которой собирались женить подпоручика, тоже соглашается с новой ролью. «Потом в церкви она заметила, что стоит одиноко, а над соседним пустым местом держит венец адъютант». И многим понравилась «таинственность» обряда, при котором жених не присутствовал». Все люди словно закрыли глаза и жили в несуществующем, но созданном Павлом мире. У Киже, который был всего лишь ошибкой писаря, есть жена, сын, а также кабинет в доме, комната в казарме. Из таких мелких и больших событий в жизни одного человека мы видим всю нашу страну при правлении Павла 1. Движет императором только страх и гнев. И именно эти два понятия ложатся в основу государства в целом.