Вы находитесь: Главная страница> Твардовский Александр> «НЕМУЮ БОЛЬ В СЛОВА ОБЛЕЧЬ» (народ и страна в творчестве А. Т. Твардовского)

Сочинение на тему ««НЕМУЮ БОЛЬ В СЛОВА ОБЛЕЧЬ» (народ и страна в творчестве А. Т. Твардовского)»

В творчестве Александра Трифоновича Твардов¬ского отображена реальная суровая жизнь. О чем бы он ни писал, он никогда не отходил от действительнос¬ти. Если посмотреть на все его произведения в целом, то видно, что он рассказывает историю нашей страны. Годы коллективизации показаны в «Стране Муравии», Великая Отечественная война запечатлена в поэме «Василий Теркин». Поэма стала народной книгой, а сам герой — олицетворением всей русской нации. Ав¬тор неоднократно подчеркивал общность судьбы Тер¬кина с судьбой всего русского народа. Послевоенные годы нашли отражение в поэме «Дом у дороги». Это поэма-плач о семьях, которые разрушила, разбросала война. Итог творчеству подводит поэма «По праву па¬мяти». Это поэма о «памяти бессонной», обо всем, что было за годы советской власти, об истории и вечных ценностях.
Все в творчестве Твардовского отражает его связь с народом, боль за судьбу родины, за судьбы людей. В то же время его произведения просты, поэтичны и понятны. Такой была поэма «Василий Теркин». В ней раскрыты все стороны жизни на войне. Герои в поэме Твардовского не только воюют. Они живут обыкновен¬ной жизнью: смеются, любят, пишут письма, рассказы¬вают друг другу байки, мечтают о мирной жизни, по¬ют, пляшут. Автор умело сочетает быт и высокий полет мечты, трагедию и юмор, бои и отдых, безогляд¬ное мужество и ужас перед смертью. Рядом с бойца¬ми, хотя и в глубоком тылу, живут и трудятся для по¬беды старики, женщины, своей любовью и верностью вдохновляя солдат. Начало поэмы совпадает с самым трудным и трагическим временем — периодом отступ¬ления. Не для красного словца писал поэт о тяжелой правде тех лет:
Как от Западной границы,
Отступал к Востоку он Как прошел он, Вася Теркин,
Из запаса рядовой,
В просоленной гимнастерке Сотни верст земли родной.
Ни на одно мгновение ни герой, ни автор не теряли уверенности, что «срок придет — народ вернется».
Герой скорбит об оставленной врагу земле, но он верит: придет время, и она снова будет свободной, на¬шей. Теркин дает себе клятву освободить ее:
Мать-земля моя родная,
Сторона моя лесная,
Край, страдающий в плену.
Я приду — лишь дня не знаю,
Но приду, тебя верну.
Теркин вместе со своим народом прошагал «от за¬падной границы До своей родной столицы. И от той род¬ной столицы Вспять до западной границы, А от запад¬ной границы Вплоть до вражеской столицы».
С «Василием Теркиным» тесно связана поэма «За да¬лью — даль». Перед нами встает вся красота и величие нашей родины: «…А там еще другая даль, Что обернется далью новой». Пространственные дали осмысляются по¬этом как философско-нравственные категории, где Вол¬га, например, «званье матушки носила В пути своем не век, не два. На то особые права. Она, да матушка-Рос- сия, Да с ними матушка-Москва». Могучий Урал связы¬вает в сознании поэта в единый узел прошлое, настоя¬щее и будущее. Особое место занимает Сибирь. Она как бы раздвигает пространственные границы до космичес¬ких масштабов: «Звездная Сибирь»:
Край, где несметный клад заложен,
Под слоем — слой мощней вдвойне,
Иной еще не потревожен,
Как донный лед на глубине.
Вместе с тем Волга, Урал, Сибирь, Ангара, Байкал и другие регионы — емкие метафоры, отражающие историческую судьбу великого народа с ее трудностя¬ми и грандиозными ошибками. События самого узкого, частного, личного характера соотнесены с историчес¬ким прошлым, полным трагедийного накала. Неожи¬данная встреча на таежной станции Тайшет с другом ранней юности, незаконно репрессированным в трид¬цатых годах и сейчас возвращающимся обратно, вы¬зывает образ сложной исторической эпохи с ее болью и трагедией:
И вспомнил я тебя, друг детства,
И тех годов глухую боль.
Личные воспоминания преобразуются в яркие кар¬тины минувшего, связанные с драматическими обстоя¬тельствами и последствиями эпохи культа личности Сталина. Не убегая от прошлого, лирический герой оценивает и отстаивает гордость человека, пережив¬шего вместе с народом суровые годы и сопричастного к великим свершениям:
Да, все что с нами было,
Было!
А то, что есть, —
То с нами здесь.
Уже в этом воспоминании рядом с величественным и скорбным прошлым, отдельными судьбами лучших людей, друзей детства и молодости видна незаурядная фигура самого лирического героя.
Поэма «За далью — даль» воедино сливает эпичес¬ки прекрасный, многогранный образ родины в ее исто¬рическом движении с гигантскими достижениями и го¬рестными утратами разного времени, с правдой о че¬ловеке.
Создавая поэтическую летопись грандиозного пу¬ти, пройденного нашей страной после Октября, Твар¬довский очень ярко воплотил мощь, размах достиже¬ний и побед, не забывая при этом о периоде жесто¬кого произвола, болезненно ударившего по судьбам тысяч людей своего поколения. Какую долю «отец народов» уготовил их детям — эта проблема стала центральной в поэме «По праву памяти». В центре внимания автора — сложное время, когда острая критика прошлого стала затухать, все больше ста¬ло говориться о возрождении современности, стрем¬лении забыть все прошлое, связанное с годами ре¬прессий. Автор как бы сам отвечает на вопрос о памяти:
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую боль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Боль забыть.
Твардовский судит себя, судит страну по самым высоким нравственным меркам. Он видит истоки обес- человечивания, предательства в сталинских временах, когда переворачивалась мораль, когда доблестью счи¬тались лжесвидетельства, предательства, клевета, ес¬ли это совершалось под знаком любви к вождю. Поэт уверен, что убить память невозможно, что народ будет помнить свою историю, так как:
Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору!