Вы находитесь: Главная страница> Тургенев Иван> «Нигилизм» — убеждения или позерство Базарова? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Сочинение на тему ««Нигилизм» — убеждения или позерство Базарова? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)»

Тургенев, каким мы видим писателя в его произведениях, мало похож на хрестоматийного «добрячка и размазню», каким кажется на первый взгляд. Он не выносит никому суровых приговоров, не хлещет звонкой фразой, а тихонько посмеивается в авторских отступлениях. Еще меньше похожи на автора его собственные произведения. Позер и прожигатель жизни, в книгах своих Иван Сергеевич Тургенев необычайно правдив и даже суров к правде. Он достигает высот искусства и глубокой общественной проницательности. Наивная вера в неизбежность «социальной» революции, которую ждали демократы в 1861 году, в жизни сочеталась у него с полным отрицанием вероятности справедливого переустройства жизни. Базаров — излюбленный герой многих русских революционеров. Ему подражали, этот образ породил целое поколение «записных» нигилистов, для которых отрицание всего было лишь позой, как и для самого Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети».
Мне лично Базаров не нравится, я бы ему подражать не стал, если бы жил в 19-м веке. По внешности, по манере речи, по поступкам мне ближе всего отец Аркадия — Николай Петрович. Мне кажется, что он чем-то схож с самим автором, как бы мимолетный набросок Тургенева. Та же угодливость перед молодым поколением, та же слепая любовь к молодежи и неразумная вера в правоту ее идей. Та же непоследовательность в убеждениях. Но в конце романа он живет полной жизнью с молодой женой и новорожденным сыном, отринув всю новомодную философию. Громко заявлял Тургенев, что повесть «направлена против дворянства как передового класса», а сам до мозга костей оставался дворянином. В «Записках охотника» дал точные и до нельзя живые образы крепостных крестьян, а сам до самой смерти оставался завзятым крепостником. Если «нигилизм» — позерство Базарова, тогда любование «нигилистом» — это способ автора заигрывать с молодым поколением на случай революционных потрясений.
Дядя Базарова — Павел Петрович — смешон до нелепости своим донкихотством с дуэлью, но Дон-Кихот был рыцарем, а русскому человеку всю историю не хватало именно рыцарства. Поэтому я скажу спасибо Павлу Петровичу и за такое «позерство». Господа Кирсановы как нельзя лучше выразили народный дух, хотя их дед «землю не пахал», чем бахвалился их антипод Базаров. Нам, молодому поколению 21-го века, становится ясно, что аристократия правила миром, правит и всегда будет править. Игра в базаровскую «демократию» так и останется игрой, потому что правнуки самого Базарова снова захотят стать аристократами и жить подобно Павлу Петровичу, которого так смешно подстрелил и сам же вылечил Базаров. Только им захочется не карет с гербом, а «Мерседесов» с «мигалками» на крышах. Насмешка автора о русском лапте из серебра в английском кабинете Павла Петровича сейчас грустна и нелепа. Для нынешних «аристократов» даже лаптя не осталось, чтобы выразить свою любовь к народным традициям. «Химики и материалисты», которыми брезговал Павел Петрович, в конце концов добились своего, играя на неразумной доброте таких господ, как
Николай Петрович. Рафинированные помещики проиграли, их время прошло, на смену аристократии пришли разночинцы, куда более жадные до власти и наслаждений.
Показное якобы бескультурье Базарова на самом деле является таковым. В детстве он был начисто лишен культурной среды из-за бедности. Учился «на медные деньги» да на казенный кошт. Не умел он сравниться в изяществе и образованностью с богатыми дворянскими детьми. Бравада помогала ему отбиваться от насмешек. А поза «нигилиста» выгодно выделяла Базарова в образованном обществе, недостаток культуры легко было спрятать за «убеждениями». Базаров — трагический персонаж, с моей точки зрения. Его ждет гибель не потому, что он этого заслужил. Гибель Базарова от трупного заражения крови — подсознательная находка Тургенева. Великий реалист в литературе и лукавец в жизни, не мог слукавить в творчестве: Базаров — ходячий труп, разносчик заразы, опасной для общества. Поэтому он должен умереть.