Вы находитесь: Главная страница> Булгаков Михаил> Новое звучание главы «Морфий» из повести «записки юного врача» Булгакова

Сочинение на тему «Новое звучание главы «Морфий» из повести «записки юного врача» Булгакова»

Доза для смерти Проблема наркомании, несмотря на все предпринимаемые меры на государственном уровне, остается проблемой актуальной и смертельной угрозой для будущего страны. Наркомания уже помолодела настолько, что говорить о ней необходимо и предупреждать о ее последствиях уже с малолетнего возраста. У Михаила Булгакова есть раннее произведение, повесть «Записки юного врача», где от лица молодого человека по фамилии Бомгард, только что закончившего учебное заведение и приехавшего работать в глухую деревню, ведется повествование о начале его врачебной практики. Каждая глава повести — это как бы отдельный, законченный рассказ. И вот в главе «Морфий» речь идет об однокурснике Бомгарда, молодом враче Полякове. Название этой части повести говорит само за себя: морфий — это наркотик. Оказывается, Доктор Поляков стал морфинистом (на современный лад — наркоманом). Все подробности Бомгард узнает из дневника своего коллеги, уже после его смерти. Поляков не выдерживает мучений от наркотической зависимости и кончает жизнь самоубийством. А ведь он был доктор! Дневник Полякова — это своеобразная история болезни.

Практически ежедневно он делает записи обо всем, что чувствует, как сам себя обманывает, потом вырывает листы, потом снова пишет, правда все реже и реже. Но с каждым месяцем становится очевидным, что идет деградация личности, что нормальная человеческая жизнь вдруг сужается до размеров маленьких, беленьких кристаллов. Вот он, предел мечтаний наркомана: он живет от укола до укола. Да разве можно назвать это жизнью? До укола он мучается, страшно страдает, у него трясутся руки, все путается в голове, он уже не может выполнять обязанности врача, так как память и реакция становятся не подвластными ему. А после укола — его просто нет, хоть физически и становится легче, зато в голове вакханалия каких-то причудливых образов, видений и кошмаров. Мираж ужасов, одним словом. Поляков понимает, что надо лечиться, он предпринимает для этого попытки, но морфий уже железной хваткой взял его за горло, растворил здравый смысл в одном-единственном желании, в общем-то, уже убил.

И у наркомана не хватило сил для лечения. Последнюю попытку для спасения Поляков предпринял, написав записку Бомгарду с просьбой о помощи. Но, видимо, испугавшись этой же помощи, предпочел уйти из жизни. Булгаков очень ярко, эмоционально, правдиво показывает проблемы наркомана (оказывается, не так-то уж она и нова эта проблема, ведь описываемые события происходили более 90 лет назад), становится очень жалко этого человека и обидно за него. Писатель таким натуралистическим повествованием, на примере трагедии Полякова предостерегает всех о губительной силе наркотиков. Говорит о том, что этот яд убивает медленно, но верно. И не бывает безопасной дозы или дозы без последствий. И Булгакову нельзя не верить, ведь он сам врач, наверное, поэтому и повествование получилось таким искренним и волнующим. Кроме того, что это произведение русского классика и имеет настоящую художественную ценность, оно еще большую ценность и особый смысл приобретает в наше время, поэтому, очень жаль, что оно не включено в обязательную программу по литературе. А ведь оно способно воздействовать на юную душу и остановить многих от первого шага в пропасть.