Вы находитесь: Главная страница> Булгаков Михаил> Нравственные эксперименты Воланда в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"

Сочинение на тему «Нравственные эксперименты Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Если попытаться охватить всю многогранность «Мастера и Маргариты» и выразить ее одним словом, то можно сказать, что это — роман-испытание. Каждый из героев, даже самый ничтожный, второстепенный, подвергается эксперименту. Может быть, этот самый герой никогда и в глаза не видел Воланда, но, тем не менее, сам Сатана испытывает его. В человеке исследуется способность к добру, милосердою, любви, верности, решимости. Поразительно, что подобные эксперименты проводит именно Сатана и никто другой. Будучи представителем темных сил, он, в то же время, является провозвестником добра.

С более или менее значимыми героями Воланд разговаривает лично. Причем беседа с ним больше напоминает допрос. В первой же главе происходит знаменательный разговор на Патриарших прудах поэта Ивана Бездомного и редактора Берлиоза с очень странным незнакомцем. Оба члена МАССОЛИТа — убежденные атеисты. Первый — невежественный, пусть и претендующий на звание поэта, второй — вполне образованный, так сказать, «подкованный» в научном плане атеист.

Загадочный иностранный профессор («шпион») предсказывает смерть Берлиоза. Собственно, после того, как тому отрезало трамваем голову, и начинается испытание для Ивана Бездомного. Он уже понимает, что на Патриарших они имели дело с какой-то нечистой силой, в мозг его с поразительной ясностью впечатался рассказ незнакомца о Понтии Пилате. Бездомный ни минуты не сомневается, что таинственный профессор действительно сам присутствовал при разговоре Пилата с Иешуа. Но разве мог кто-нибудь поверить столь неправдоподобному рассказу, тем более в антирелигиозно настроенной Москве? Вполне естественно, что несчастного поэта принимают за сумасввд-шего. Да и у читателя поначалу это т герой вызывает желание посмеяться над ним, — уж слишком нелепо выглядит оборванная фигура в кальсонах, с украденными иконкой и свечой в руках.

Но именно Бездомный, вызывающий жалостливую улыбку у читателя, и проходит испытание Волаида!

Поэт — человек немного наивный, доверчивый. Он беспрекословно поверил Мастеру, когда тот объявил, что незнакомец в парке — сам Сатана, поверил и в печальную историю о любви и сожженной рукописи. Разговор с Мастером приводит к некому прозрению, поэтому Бездомный открыто и прямо может заявить, что стихи его не просто бездарны — чудовищны! Ивана Мастер впоследствии назовет своим учеником, конечно, не в литературном плане.

Другие эксперименты Воланда не столь успешны, если смотреть с точки зрения общечеловеческой морали. Воланд прибыл в Москву убедиться, что люди изменились. И сам же на выступлении в Варьете говорит о том, что люди остались такими же, то есть мелочными, жадными до денег и вещей. И вдобавок ко всему теперь москвичам не дает покоя «квартирный вопрос». Вокруг пресловутого вопроса вертится немало человеческих судеб. Огромное количество людей в безудержном стремлении расширить уже имеющуюся или приобрести новую жилплощадь не гнушается ничем: ни прошениями, ни мольбами, ни кляузами, ни доносами. Характерный представитель таких людей — киевский дядюшка умершего Берлиоза. Он поражает своей цепкостью и изворотливостью в желании завладеть квартирой племянника. Ему, естественно, ие удастся задуманное. Воланд не позволяет таким людям выигрывать.

И подобных героев, цепких, жадных, трусливых, на страницах романа встречается немало. Тут и председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой, берущий взятки легко и изящно, и распутный пьяница Степа Лиходеев, и Вареиуха, и Римский, и Сем н лея ров, и все посетители Варьете. Среди них вряд ли отыщется хотя бы один истинно благородный, добродетельный человек.

Самое же трудное испытание выпадает, безусловно, Мастеру и Маргарите. Они выдерживают его, но вовсе не потому, что идеальны. Нет, они обладают многими человеческими слабостями и недостатками. Но зато они умеют любить и во имя этой любви стремятся спасти друг друга, оградить от бед.

Маргарита ради возлюбленного готова продать душу дьяволу и действительно делает это при первой же возможности, ничуть не сожалея. Когда же Волан/i просит ее назвать свое желание, она вдруг вспоминает о несчастной Фриде, убившей своего ребенка, и просит за нее. Воланд с явной иронией спрашивает Маргариту, неужели она является столь высокоморальным человеком?

Маргарита отвечает, что ее просьба была вызвана вовсе не высоким порывом души, а нежеланием обмануть человека, которому подала надежду. Но это и ее п. милосердие самой высокой пробы, милосердие, не считающее себя добродетелью. За одно это Маргарита заслуживает счастья с любимым.

Мастер также заслужил и любовь, и воскрешение своей рукописи, и веч-п ый покой. Да, он был слаб, он сжег свой роман, пожираемый неведомым страхом, он утратил веру в себя и в дело своей жизни. Но эта слабость стократ искупается его любовью, верностью и добротой.

Роман Булгакова служит вечным напоминанием о том, что зло и недобропорядочность — наказуемы, добродетель — всепобеждающа, а грехи, как бы тяжелы они ни были, могут быть искуплены искренним раскаянием.