Вы находитесь: Главная страница> Булгаков Михаил> Нравственные эксперименты Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение на тему «Нравственные эксперименты Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Если попытаться определить одним словом богатство идей и образов романа «Мастер и Маргарита», то можно сказать, что это — роман-испытание. Каждый из героев, даже самый ничтож¬ный, второстепенный, становится участником фантастического эксперимента. Может быть, этот герой никогда и в глаза не видел Воланда, но тем не менее сам сатана испытывает его. В человеке исследуется способность к добру, милосердию, любви, верности, решимости. Поразительно, что подобные эксперименты проводит именно сатана и никто другой. Будучи представителем темных сил, он в то же время является провозвестником добра.
С более или менее значимыми героями Воланд разговарива¬ет лично. Причем беседа с ними больше напоминает допрос.
В первой же главе происходит знаменательный разговор на Пат¬риарших прудах поэта Ивана Бездомного и редактора Берлиоза с очень странным незнакомцем. Оба — члены МАССОЛИТа — убежденные атеисты. Первый — невежественный, пусть и пре¬тендующий на звание поэта, второй — вполне образованный, так сказать «подкованный», в научном плане атеист.
Загадочный иностранный профессор («шпион») предсказы¬вает смерть Берлиоза. Собственно, после того как тому отрезало трамваем голову, и начинается испытание для Ивана Бездомно¬го. Он уже понимает, что на Патриарших они имели дело с какой- то нечистой силой, в мозг его с поразительной ясностью впеча¬тался рассказ незнакомца о Понтии Пилате. Бездомный ни минуты не сомневается, что таинственный профессор действи¬тельно сам присутствовал при разговоре Пилата с Иешуа. Но разве мог кто-нибудь поверить столь неправдоподобному расска¬зу, тем более в антирелигиозно настроенной Москве? Вполне ес¬тественно, что несчастного поэта принимают за сумасшедшего. Да и у читателя поначалу этот герой вызывает желание посмеяться над ним — уж слишком нелепо выглядит оборванная фигура в кальсонах, с украденными иконкой и свечой в руках.
Но именно Бездомный, вызывающий жалостливую улыбку у читателя, и проходит испытание Воланда!
Поэт — человек немного наивный, доверчивый. Он беспре¬кословно поверил Мастеру, когда тот объявил, что незнакомец в парке — сам сатана, поверил и в печальную историю о любви и сожженной рукописи. Разговор с Мастером приводит к неко¬ему прозрению, поэтому Бездомный открыто и прямо может заявить, что стихи его не просто бездарны — чудовищны! Ива¬на Мастер впоследствии назовет своим учеником, конечно не в литературном плане.
Другие эксперименты Воланда не столь успешны, если рас¬сматривать их с точки зрения общечеловеческой морали. Воланд прибыл в Москву убедиться, что люди изменились. И сам же на выступлении в Варьете говорит о том, что люди остались та¬кими же, то есть мелочными, жадными до денег и вещей. И вдо¬бавок ко всему теперь москвичам не дает покоя «квартирный вопрос». Вокруг пресловутого вопроса вертится немало челове¬ческих судеб. Огромное количество людей в безудержном стрем¬лении расширить уже имеющуюся или приобрести новую жил¬площадь не гнушается ничем: ни прошениями, ни мольбами, ни
кляузами, ни доносами. Характерный представитель таких лю¬дей — киевский дядюшка умершего Берлиоза. Он поражает сво¬ей цепкостью и изворотливостью в желании завладеть кварти¬рой племянника. Ему, естественно, не удается задуманное. Воланд не позволяет таким людям выигрывать.
И подобных героев, цепких, жадных, трусливых, на страни¬цах романа встречается немало. Тут и председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой, берущий взятки легко и изящно, и распутный пьяница Степа Лиходеев, и Варенуха, и Римский, и Семплеяров, и все посетители Варьете. Среди них вряд ли отыщется хотя бы один истинно благородный, добро¬детельный человек.
Самое же трудное испытание выпадает, безусловно, Масте¬ру и Маргарите. Они выдерживают его, но вовсе не потому, что идеальны. Нет, они обладают многими человеческими слабос¬тями и недостатками. Но зато они умеют любить и во имя этой любви стремятся спасти друг друга, оградить от бед.
Маргарита ради возлюбленного готова продать душу дьяво¬лу и действительно делает это при первой же возможности, ни¬чуть не сожалея. Когда же Воланд просит ее назвать свое жела¬ние, она вдруг вспоминает о несчастной Фриде, убившей своего ребенка, и просит за нее. Воланд с явной иронией спрашивает Маргариту: неужели она является столь высокоморальным че¬ловеком? Маргарита отвечает, что ее просьба была вызвана вовсе не высоким порывом души, а нежеланием обмануть человека, которому подала надежду. Но это и есть милосердие самой вы¬сокой пробы, милосердие, не считающее себя добродетелью. За одно это Маргарита заслуживает счастья с любимым.
Мастер также заслужил и любовь, и воскрешение своей ру¬кописи, и вечный покой. Да, он был слаб, он сжег свой роман, пожираемый неведомым страхом, он утратил веру в себя и в дело своей жизни. Но эта слабость стократ искупается его любовью, верностью и добротой.
Роман Булгакова служит вечным напоминанием о том, что зло и недобропорядочность — наказуемы, добродетель — всепо¬беждающа, а грехи, как бы тяжелы они ни были, искупаются искренним раскаянием.