Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Нравственные проблемы в произведениях современных писателей Вариант I

Сочинение на тему «Нравственные проблемы в произведениях современных писателей Вариант I»

1. Нравственные искания — ведущая проблема современной литературы.

2. «Нравственность есть правда» — идейно-эстетическая сущность рассказов В. М. Шукшина:

а) утверждение необходимости простых, естественных, дружеских взаимоотношений жителей города и деревни и одновременно осуждение зависти, ехидства, недоверия, невежества, разъединяющих, отчуждающих людей (рассказ «Срезал»);
б) тема человеческого достоинства в рассказе «Ванька Тепляшин»;
в) сочетание неприукрашенной простоты повествования с юмором, переходящим в иронию. Приемы раскрытия характеров: портрет, речь, поступки, сопоставления, деталь.

3. Жажда справедливости в книгах Ю. В. Трифонова:

а) осмысление прошлого и настоящего как взаимосвязанного процесса; человек и время — содержание повести «Дом на набережной»: образ дома, в котором все находится в состоянии напряженного внутреннего развития, борьбы;
б) движение повествования от настоящего к прошлому, стремление все восстановить в памяти читателя; нравственное значение памяти, воспоминания: без памяти нет совести;
в) развертывание действия повести в нескольких временных пластах, сочетание в повествовании разных голосов, изложение от третьего лица, авторские отступления;
г) память или забвение — глубинный конфликт романа «Старик»; размышления о судьбах страны, о судьбе человека;
д) трифоновская тема: можно ли оправдать поступки человека временем? Что есть человек — щепка ли обстоятельств или деятельная личность, способная повлиять на исторический процесс?;
е)два пласта времени — два стилевых потока, соединение жанра городской повести и жанра исторического повествования, переплетение эпического начала с происходящим сегодня, с внутренним монологом героя о прошлом и лирическими отступлениями.

4. Ценности подлинные и мнимые в понимании героев Ф.А.Абрамова, проблема нравственного выбора:

а) «Пелагея» — недюжинная натура героини, ее сложный и противоречивый характер, обусловленный трагедией времени; расчетливость и приспособленчество, ухватистость и практичность, сметка и изворотливость, умение трудиться и аскетизм;
б) «Алька» — юная героиня, сильная и дерзкая; проявление у нее потребительских стремлений и одновременно чувства рабочей совести, непоследовательности в поступках и самокритичности; мечта о чистой любви, семейном счастье, тоска по иной, более наполненной жизни, чем та, которой жили ее мать и отец;
в) проникновение в психическую жизнь героев, •стремление запечатлеть различные проявления окружающей жизни во всей их непосредственности и неприкрашенное™; защита вековых традиций народной нравственности; динамичность развития событий; значение диалога как средства создания образов, лаконизм, краткость повествования, точность, самобытность слова.

5. Поиски смысла жизни — удел каждого мыслящего и совестливого человека.