Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Нравственные проблемы в произведениях современных писателей Вариант II

Сочинение на тему «Нравственные проблемы в произведениях современных писателей Вариант II»

1. «Вечные вопросы» в современной литературе.

2. Проблема нравственной свободы в романе В.С.Гроссмана «Жизнь и судьба»:

а) отражение глобального конфликта эпохи: борьба свободы и насилия, столкновение свободы человеческого духа (слова, искусства, науки, мысли, совести, поступка) и давление тоталитарного государства;
б) разрешение конфликта; полная правда как главное условие подлинной свободы;
в) метод художественного исследования: взаимопроникновение противоположностей, философский диалог;
г) особая стилевая напряженность романа, проявляющаяся в столкновении слов, ритмическом чередовании периодов и предложений.

3. Проблема жестокости и гуманизма, добра и зла, палачей и жертв, ученых и невежд в романе В. Д. Дудин-цева «Белые одежды»:

а) исследование психологии творчества, судьбы ученого при тоталитарном режиме; жизнь личности и жизнь идей;
б) добро — служение идеалу, истине; бесперспективность зла, обреченность его на историческое забвение;

в) логика художественного повествования, исследовательская строгость, беспристрастный анализ, кульминационные монологи, яростные диалоги-споры, точность деталей.

4. «Плаха» Ч. Айтматова — книга о законах бытия, об отношениях Человека и Природы, о поисках смысла жизни, об ответственности современников за нарушение моральных устоев:

а) многоплановость, символическое значение образов, нравственное, философское осмысление конкретных фактов социальной действительности;
б) способы повествования: размышления, внутренние монологи героя, фольклорные элементы (предания, мифы, притчи, легенды), авторская речь.

5. Утверждение общечеловеческих ценностей в произведениях современных мастеров слова.

Если проблематика организует тематическое содержание произведений в соответствии с авторским замыслом, то идея выражает отношение автора к изображаемым предметам, явлениям, событиям, характерам, обстоятельствам, оценку писателем как тематики, так и проблематики произведения. Очевидно, что понятие «содержание» является более широким по отношению к понятиям «тема», «проблема», «идея». Содержание относится к этим понятиям как общее к частному. Тема, проблема, идея — частные стороны общего содержания литературного произведения. Однако ведущей, самой активной является идея, придающая всем частным сторонам содержания произведения известное единство1. Именно благодаря выражению идейно-эмоциональной оценки изображаемого художественное произведение так сильно воздействует на сознание, чувства и волю читателей, зрителей. Решающее значение идеи подчеркивал Чехов: «Идея — суть произведения».

Оценка может заключать в себе либо утверждение, либо отрицание определенных характеров, принципов, взглядов, стремлений, идеалов — в зависимости от замысла, от идейно-творческих задач, которые ставит перед собой писатель. Например, в романе «Евгений Онегин» Пушкин, показывая духовную драму целого поколения Онегиных и осуждая общественно-политическое устройство России, утверждает идею социальной справедливости, такой идеал общества, который дает возможность человеку гармонично развиваться, осуществить свое высокое предназначение. Через эпопею «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына проходит идея отрицания тоталитарной системы, подавляющей личность. Автор выносит приговор системе, порождающей жестокие страдания, страшные человеческие трагедии в лагерях смерти.

Поскольку герои в художественном произведении показываются в различных связях и отношениях с окружающей жизнью, в их характерах, подчас сложных и противоречивых, определенным образом соотносятся положительные и отрицательные стороны, которые даются в изменении и развитии. Поэтому и идейно-эмо-циональная оценка персонажей бывает разносторонней, порой даже двойственной1. Так Пушкин ценит своего Онегина за его ум, образованность, искренность, естественность, бескорыстие, доброту, благородство, силу чувства, недовольство собою и окружающей жизнью, презрение к светской толпе и в то же время осуждает за пассивность, равнодушие, индивидуализм, бездеятельность.

Наряду с главной идеей в произведении существуют и частные, второстепенные идеи, дополняющие главную. По направленности идеи могут быть истинными и ложными, прогрессивными и консервативными, революционными и реакционными. По характеру идеи бывают социальными, философскими, моральными, этическими, экономическими, естественнонаучными, религиозными, педагогическими и др. Они воплощаются в сюжетных ситуациях, образах, в отношениях героев, в художественной структуре произведения. Вся совокупность и взаимообусловленность заключенных в художественном произведении идей, объединенных ведущей, главной мыслью, составляет идейный смысл произведения. Большую или меньшую ясность, определенность придают ему своеобразие предмета изображения и особенности творческой манеры писателя, связанной с его жизненным опытом, миропониманием, талантом.

Четкая, до конца продуманная, осознанная писателем идея — необходимое условие подлинной художественности произведения. Известно по этому поводу высказывание Короленко: «Идея есть душа художественного произведения». Иначе говоря, мысль писателя может художественно выражаться лишь в том случае, если она слита с его чувством и прошла через его сердце. Если же писатель подбирает факты в угоду предвзятой, ложной идее, он искажает те или иные стороны действительности, и произведение теряет правду, а вместе с ней эстетическую ценность.

Определить главную мысль художественного произведения подчас бывает трудно, ибо она как бы растворяется во всем богатстве содержания, во всей его образной ткани. Лев Толстой на вопрос о том, какую идею он хотел выразить в «Анне Каренине», заметил, что для ответа на этот вопрос нужно было бы повторить весь роман слово в слово, от начала до конца. Не сразу открывается нам идея, а лишь по мере раскрытия образов, полного охвата изображенных явлений, событий, постижения поставленных в произведении вопросов.

Правда, некоторые идеи выражаются или в прямых высказываниях автора (особенно в лирике, где мысль всегда сливается с чувствами поэта, например в заключительных строках стихотворения Блока «На железной дороге», а также в публистических или лирических отступлениях эпического произведения), или в речах положительных героев (например, Чацкого). Но идея произведения всегда шире и значительнее этих отдельных высказываний. Она вытекает из всех взаимоотношений, действий, поступков, мыслей, переживаний героев, из всех средств изобразительности и выразительности, из всей структуры произведения. В последнее время вместо понятия «идея» стали употреблять термин «пафос», который, собственно, и есть эмоциональное, художественное выражение идеи, или идейно-эмоциональная оценка произведения в единстве его содержания и формы.

Поскольку писатель мыслит образами, а не отвлеченными понятиями, идея в литературном произведении неотделима от художественного образа, выступает как определенное его качество, свойство, наполнение его внутреннего содержания, как смысл, который вкладывает в образ автор.

Раскрыть идею — значит осмыслить и прочувствовать образ, понять логику его развития. Герой романа «Плаха» Айтматова — Авдий Каллистратов — носитель идеи добра. Он борется с наркоманами и с потерявшими человеческий облик пьяницами, истребляющими сайгаков. Антипод Авдия — главарь анашистов Гришан выражает идею абсолютной свободы индивида. Он готов признать свободу суперменов во имя личной выгоды, предавая проклятию «спасительные идеи» и «прописные истины», выработанные человечеством. Ему ненавистна сама идея общности людей на основе равенства и совести. Если Авдий призывает идти трудным, но честным путем, надеяться на себя, верить в человека, «дать людям новый взгляд на мир», если он утверждает, что «вера — продукт страданий многих поколений, над верой трудиться надо тысячелетиями и ежедневно», то Гришан, иезуит от наркомании, не только унижает человека, но и приводит его к «безумию и окончательной деградации души».

Раскрыть главную, ведущую идею — значит понять тот внутренний смысл, который заключен не в отдельном образе, эпизоде, сюжетной ситуации, а в целом произведении, во всей системе его образов, и, следовательно, понять общую оценку содержания этих образов, итог их развития.