Известный писатель Федор Абрамов высказал интересную мысль: с недавних пор существуют два способа обновления и изменения жизни. Один — реформы и революции, второй — путь нравственного усовершенствования, самовоспитания личности каждого человека.
Кто же может достучаться до души каждого? Ответ понятен: литература. Критика отмечает, что в произведениях ряда наших писателей уже давно обозначился новый герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках общества, думая, как их исправить, такой герой начинает с себя. В. Астафьев писал: «Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем». Сегодня, мне кажется, проблема нравственности становится ведущей. Ведь даже если наше общество сумеет стать благополучным в материальном отношении, богатство не смолсст заменить доброту, порядочность, честность. Наоборот, все пороки людей могут обостриться. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности, можно назвать Ч. Айтматова, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина, Ю. Бондарева, В. Белова и других.
Валентин Распутин всегда мне нравился вдумчивым, честным и строгим отношением к жизни. Один из главных его приемов, как мне кажется, умение показать судьбу людей на крутом переломе, представить своих героев в трагическое, исключительное для них время. В «Живи и помни» это ситуация, когда солдат-дезертир скрывается в заброшенной бане, в «Прощании с Матерой» — время, когда жители готовятся переселиться из родной деревни, которую решено затопить.
В небольшой повести «Пожар» мы вновь видим особую ситуацию. В сибирском поселке случился пожар. Загорелись орсовские склады. В пламени пожара высвечивается душа и высокая нравственность главного героя Ивана Петровича Егорова, и позиции других жителей леспромхозовского поселка Сосновка. Поселок этот писатель называет «неуютным и неопрятным, не городского и не деревенского, а бивуачного типа», который как бы «держит себя в постоянной готовности» к переселению. Вырубили варварски лес, «а потом собирайся и кочуй». Известно, «лес вырубать — не хлеб сеять».
В. Распутин развивает здесь одну из своих любимых тем: о корнях человека, о его связи с местом, где он родился и вырос, о том, что отсутствие нравственных корней ведет к моральному вырождению. Поселок возник более двадцати лет назад. Окрестные деревни затопили, и жителей шести деревушек свели в поселок Сосновка. Исконные лсители этого края называли себя старожилами. А позже понаехали сюда по набору за большими деньгами пришлые, как правило, мало связанные моральными нормами. Старожилы называют их «архаровцами». В результате «люди… разошлись всяк сам по себе… отвернулись от общего и слаженного существования, которое крепилось не вчера придуманными привычками и законами». Приезжих писатель насмешливо называет «легкими» людьми, не отягощенными ни хозяйством, ни чем другим, знающими только дорогу в магазин да как скоротать время. Постепенно они и составили «открытую», ничего не боящуюся и не стыдящуюся силу. Прежде, когда люди жили подолгу на одном месте, их связывали личные и родственные узы. Поэтому и стыд перед сельчанами был велик, и традиции уважения к старшим, труду, порядку были крепче. В людях жили совесть, стыд, честь и честность. Потеря внутренней связи между людьми, отсутствие стыда перед односельчанами, пренебрежение вековыми традициями увалеения к старшим, скромности, трудолюбия — все это приводит к тому, что люди превращаются либо в хищников, либо в бездушных эгоистов.
Пожар в повести разделяет людей на две группы. Первые: те, кто, забыв об опасности, кидается спасти гибнущее имущество. Тут-то и проявляются глубинные качества людей, о которых прежде никто не догадывался (возможно, и сам человек): совесть, самопожертвование, чувство локтя. Кое-кто из шабашников именно так себя и проявил. Но другие мародерствуют. Пользуясь случаем, пытаются нагреть руки. И жадность переходит в жестокость и преступление: «архаровцы» убивают сторожа дядю Мишу, который препятствовал им. Одна трагедия влечет и другую: в схватке погибает воришка по прозвищу Соня, «потерявший имя, безвестный горемыка».
Интересно отметить, что мысли о корнях человека и его морали в том или ином варианте присутствуют у многих писателей. В романе Астафьева «Печальный детектив» есть эпизод, вызывающий негодование в каждом нормальном человеке. Следователь получает известие о том, что его мать умерла. Он считался любимым сыном. Все, далее не кровные родственники, съехались. Но он только что вернулся из отпуска, где «укреплял здоровье». Боясь испортить эффект лечения ваннами и не леелая знаться с «темной» родней, он посылает на похороны полсотни рублей. Мы искренне радуемся, когда узнаем, что родственники вернули деньги и приписали: «Подавися, паскуда и срамец, своими деньгами».
Вновь возвращаемся к вечной проблеме в романе Василия Белова «Все впереди». Герой его, Дмитрий Медведев, был осужден за халатное отношение к установке (из-за чего она взорвалась) и попал в тюрьму. В тюремном заключении он услышал «философию» одного валютчика. «Природа наделила людей разными полномочиями… Одни всегда будут убирать свое и чужое дерьмо, причем вручную. Другие — моделировать их поведение». Мы уже знаем одного такого «философа», Родиона Раскольникова, который излагал подобную теорию! И мы, как и Медведев, чувствуем «сердечное чувство» и сострадание к тем, кто вынужден прозябать на черной и плохо оплачиваемой работе.
Но если бы зло исходило только от преступников! «Ах, злые языки страшнее пистолета» — сказал поэт. В романе Юрия Бондарева «Игра» эта мысль нашла зримое подтверждение. Кинорежиссер Вячеслав Андреевич Крымов духовно сближается с молодой киноактрисой, обладавшей редкой красотой и целомудренностью, Ириной Скворцовой. Когда девушка погибает (так и не установлено — самоубийство это или несчастный случай), вокруг Крымова возникают сплетни. Шепчутся о том, что он был любовником Ирины и довел ее до самоубийства. В результате жена его испытывает потрясение, ей кажется, что она потеряла любовь мужа. А сам Вячеслав Андреевич чувствует свою вину перед близкими, Ириной, женой. Этот случай заставляет его переосмыслить ценности, проникнуть в «тайну жизни и тайну смерти, которая объясняет наши поступки».
Наверное, роман Бондарева больше понятен людям его поколения. Есть в нем что-то, что помешало книге по-настоящему затронуть мою душу. Однако в нем есть глубокая мысль, к которой пришел Крымов и которой мне хочется закончить сочинение. Она подходит ко всем упомянутым здесь героям: «Страх перед смертью исчезает, когда будет найден и осознан смысл жизни».
Напряженно ищут писатели ответа на самые жгучие вопросы нашей жизни: что есть добро и правда? Почему так много зла и жестокости? В чем высший долг человека? Путешествуя но дорогам нравственного мира, мы становимся лучше и мудрее.