Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Нравственные проблемы в современной драматургии (на примере пьес А. Вампилова и М. Рощина)

Сочинение на тему «Нравственные проблемы в современной драматургии (на примере пьес А. Вампилова и М. Рощина)»

Мы в ответе за тех, кого приручили…

А. де Сент-Экзюпери.

Я выбрала для раскрытия этой темы две пьесы: «Старший сын» А. Вампилова и «Спешите делать добро» М. Рощина. Во-первых, потому что драматургия, по-моему, ярче может высветить конфликты и проблемы времени, воплотить их в действие. А во-вторых, потому что я просто очень люблю писателей — авторов этих пьес, Александра Вампилова и Михаила Рощина. Я считаю, что эти драматурги говорят о современных людях и их проблемах честно и вдумчиво, судят их строго и с пониманием.

IB пьесе «Старший сын», как и во всех пьесах Вампилова, рассказывается о людях семидесятых годов. Но актуальности вампиловские образы и проблемы., которые поднимает писатель, не потеряли и в наши девяностые.

Сюжет пьесы таков: двое друзей, Володя Бусыгин и Семен Севастьянов по прозвищу Сильва, опоздав на последнюю электричку, вынуждены искать ночлег в незнакомом предместье. Находчивому, скорому на выдумку Сильве приходит в голову мысль назвать Бусыгина старшим сыном Андрея Григорьевича Сарафанова, некоторые подробности из жизни которого они просто подслушали, хотя и невольно. Вся семья Сарафановых: сам Андрей Григорьевич, его дочь Нина и сын Васенька — принимает его за сына и старшего брата. Доверчивый, добрый, немного непутевый Сарафанов-старший только в первый момент сомневается -слишком внезапно появление сына, о котором он ничего не знал до сих пор. Он в раздумье говорит Васеньке: «Чтобы быть моим сыном, ему надо на меня походить!» И Васенька радостно уверяет: «Папа, он очень на тебя походит.» И эта брошенная как будто просто так фраза, как это часто бывает у Вампилова, оказывается важной для понимания пьесы. Ведь Бусыгин, хотя он не кровный сын Сарафанова, оказывается его сыном «по духу». Когда утром Сильва предлагает Бусыгину «делать ноги», тот не может уже уйти из этого немного безалаберного, но такого теплого дома, с радостями и несчастьями которого он чуть-чуть познакомился. «Он сейчас войдет, а нас нет. Можешь себе это представить?» В этом эпизоде показано различное отношение к жизни и к людям Сильвы и Бусыгина. Сильва не может понять, зачем им задерживаться в этом доме: ночь провели в тепле, теперь можно и сбежать. А Бусыгин уже не способен обмануть надежды человека, который назвал его своим сыном, поверил ему.

Владимир с усердием берется за решение проблем всех домочадцев. А проблем множество. Дочь Сарафанова Нина собирается выйти замуж не по любви и уехать от отца, сын Васенька влюблен в женщину на десять лет старше себя. Бусыгин пытается примирить Васеньку с его «пассией», отговаривает Нину от опрометчивого шага. Но по отношению к Нине Владимир не бескорыстен. Он влюбился в нее, и это запутывает ситуацию еще больше.

В результате недоразумений разозленный Сильва разоблачает «сына». Но — странно — все Сарафановы не собираются клеймить Бусыгина за ложь, гнать его из своей семьи. Они уже привыкли к этому парню, полюбили его, и он тоже полюбил их. «Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын,» — так говорил он Андрею Григорьевичу.

А Сарафанов-старший провозглашает что-то вроде девиза «Вы мои дети, потому что я люблю вас».

В пьесе Вампилова показана важность не родственных, а духовных связей, родства людей порядочных и добрых, понимающих ответственность за другого.

Проблема ответственности человека за другого человека под другим углом рассматривается в пьесе М. Рощина «Спешите делать добро». В начале этой пьесы в благополучную московскую семью инженер Мякишев, вернувшись из командировки, привозит девочку, которую буквально вырвал из-под колес поезда — она не хотела больше жить.

Девочка эта, четырнадцатилетняя Оля Соленцова, из неблагополучной семьи, родители ее пьют, и Мякишев решает забрать девочку в Москву — «поживет, отдохнет».

Сначала все окружающие Мякишева балуют девочку, покровительственно к ней относятся. Всем приятно проявить милосердие и сострадание, тем более что Оля благодарна всем и за все — настолько она не привыкла к вниманию.

Мякишев решает оставить Олю в семье. Его сын Сережа привязался к Оле как к старшей сестре.

Но через некоторое время оказывается, что делать добро не так-то просто и приятно, как представлял себе Мякишев. Соседки начинают распускать гадкие сплетни, в дело даже вмешивается детская комната милиции: люди не могут понять, что Мякишев сделал это «просто так», не ища никакой выгоды.

Зоя, жена Мякишева, не выдерживает первой, начинает срываться на Олю, раздражаться на нее. На это Мякишев зло кричит:»Я ее нарочно буду здесь держать!». И этим он уже предает Олю, поверившую ему, — он хочет использовать ее как средство мести.

А Оля, очень чутко чувствующая и доброе, и злое отношение к себе, все понимает и тихо пропадает из жизни этих людей.

И тут оказывается, что Оле хотели бы помочь и соседки — те самые, что болтали всякие гадости, и сестра Зои Аня, но уже поздно.

В начале пьесы друг Мякишева Горелов, возмущенный его «беззаботностью», но в то же время и уязвленный мякишевским желанием помочь, язвит:» Аль-тру-изм! Спешите делать добро, господа!». Горелов говорит это с иронией, но ведь в название пьесы эти слова вынесены без всякой иронии, даже с призывом. Спешите делать добро, пока оно нужно людям.