Вы находитесь: Главная страница> Шолохов Михаил> Нравственные устои русского казачества (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»)

Сочинение на тему «Нравственные устои русского казачества (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»)»

В каждую эпоху старшие твердят о падении нравственных устоев молодого поколения. Просто заколдованный круг какой-то получается. В своем сочинении я хочу показать, что нравственные устои всегда одни и те же — был бы мир да покой в обществе. А остальное уже вариации одной и той же бесконечной песни про любовь. Лучшие из нравственных качеств героев «Тихого Дона» воспитаны церковью, сельским трудом, общением с родной природой. С любовью рисует Михаил Александрович Шолохов картины пахоты, косьбы, уборки урожая. Писатель намеренно оставляет своих героев наедине с природой в самые разные моменты их душевного состояния, чтобы природа врачевала их души. Как бы тем самым он доказывает нам, что нравственные устои казачества сформировались под влиянием старорусского уклада, церковной жизни и экологического мышления, свойственного людям прошлых веков.
Но казак не только первопроходец и собиратель земли Русской. Его прямой предок — грабитель и разбойник, торговавший персидскими «зипунами» и турецкими невольницами. Злая память казака хранит воспоминания о Ермаке Тимофеевиче, Ваньке Болотникове, Стеньке Разине, Емельке Пугачеве, время от времени предававших царей иноземным правителям и поднимавших казаков против царя и церкви. Разве только против матушки-природы казаки не бунтовали, и на том спасибо.
В самой сословной замкнутости казачества таилась опасность вырождения, поэтому невест чаще всего «умыкали» на стороне, как это было с бабкой Григория. С другой стороны, сословная замкнутость делала русское казачество опорой русской народности и государственности, создавала угрозу планам большевиков по интернационализации России. В борьбе с казачеством они делали ставку на маргиналов и изгоев-выродков из казаков вроде Бунчука и Кошевого. Бедный по причине сиротства, но очень завистливый, Мишка Кошевой хочет самоутвердиться в разрыве с неподъемными для него древними традициями. Даже родная природа становится для него чуждой и враждебной, как это видно в общении Мишки с пастухами, к которым казаки отправляли Кошевого «на исправление». Даже казацкая «степь его покоряла, властно принуждала жить первобытной, растительной жизнью». У Кошевого в ответ пробуждается страх отстать от «переустройства мира»: «Там люди свою и чужую/судьбу решают, а я тут кобылок пасу. Как же так? Уходить надо, а то засосет». А вот табунщик Солдатов не чувствовал тягот одиночества на природе, жил естественной жизнью и неразрывностью с природой.
Сам Шолохов в душе не разделяет Мишкину позицию. Великолепнейшие страницы, исполненные искренней любви, посвящены писателем Дону и донской природе. Но Мишка, отравленный большевистской пропагандой, с высокого берега Дона видит весь земной шар под красным флагом. Кошевых и Иванов алексеевичей среди казаков по пальцам перечтешь. Даже Гришка Мелехов — не типичный представитель казачества. Основная масса казаков осталась верна вековым традициям. В этом Шолохов видит «червоточину» казачества в «новом мире» России. Большие земельные наделы, свобода от налогов и другие привилегии, кресты-награды, особое представление о чести, культ «отцов-командиров», предоставление казакам права грабить, мародерствовать — все это, по мнению Шолохова, способствовало развитию у казаков культа исключительности. На прочность этих традиций и делала ставку контрреволюция — Корниловы, крымовы, Красновы, фицхалауровы, лис- тницкие и прочие. И хотя эти традиции сыграли важную роль в контрреволюционном движении, но малочисленность казаков в массе иногородних обрекла их на физическое уничтожение.
Шолохов не отрицает значительности казачьих нравственных традиций. Казаков регулярно отрывали от дома на службу и войсковые сборы даже в страду. Тогда в обязательном порядке приходят на помощь ближайшие соседи. Степан Астахов ранен в бою, конь убит, казаку грозит участь попасть в плен к немцам, а те донского казака в живых не оставят. Выручает Григорий, дает сопернику Степану держаться за стремя и таким образом поспеть за его конем. Хотя уверен, что Степан готов из-за Аксиньи в любой момент пустить в него пулю. Действует воинское правило выручать однополчан из беды.
Конфликт казаков с советской властью, как его изображает Шолохов, не обусловлен чуждой казачеству идеологией большевиков, а подготовлен политикой царизма, сделавшего казачество своей опорой.
И что нам прикажут отцы-командиры,
Мы туда идем —
рубим,колем,бьем! —
так поступают казаки по древней традиции. На этом основано их представление о праве и нравственности, так сформировалось их правосознание. Трудно и мучительно идет процесс освобождения казаков от убеждения в обособленности Дона, от презрения к «му
жику», казачьей спеси, чинопочитания. Стать «мужиком» для них равносильно гибели своего народа. Зверства большевиков на продразверстке заставили, как писал Шолохов в письме к Горькому, «разновременные повстанческие вспышки превратить в «поголовное организованное восстание». А политика «расказачивания», разработанная Львом Троцким и официально просуществовавшая всего несколько месяцев, заставила драться до последнего боеспособного казака, носителя нравственных устоев казачества. Лучшие были убиты, ранены и покалечены. Боеспособная часть казаков подалась в эмиграцию. После этого казачье право и казацкая нравственность просто перестали существовать. Именно этого и добивались большевики в своем стремлении превратить Россию в огромный военно-трудовой лагерь.