Патриотическая тема, темародины становится основной в творчестве
многих поэтов и писателей, болеющих за судьбу народа, своей страны.
Россия — главная лирическая тема Александра Блока. Интересно
и сложно его восприятие Родины. Поэт обращается к ней как к женщине
и прежде всего видит «мать, сестру и жену в едином лице родины-
России», подразумевая под этим понятием все самое близкое
и родное, «все дорогое, все кровное — то, из чего родилась душа».
«Если только возлюбит русский Россию, — возлюбит и все, что ни
есть в России», — считает Блок, и его поэзия — яркий тому пример.
Воспринимая свою родину такой, какая она есть на самом деле, Блок
показывает, что такой он ее и любит:
Так-я узнал в мой дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутках ее лохмотий
Души скрываю наготу.
Его любовь далека от обожествления, он любит не совершенство,
не идеал, но свой «крест», свою любовь к «родным лохмотьям» он
возвышает до поклонения:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые-
Как слезы первые любви!
В поэзии Блока очень полно выражается душа русского народа —
нищего, забитого, но с огромной духовной мощью, с неисчерпаемыми
запасами внутренней силы, веры и красоты, с его вечным
стремлением к счастью, воле, свободе.
Любовь к своей стране Блок неизменно связывает с верой в хорошие
свойства, в духовную и творческую мощь народа, в его высокое
предназначение и счастливое будущее:
…Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Все силы и желания пока дремлют в душе народа, но скоро он
пробудится и подтвердит несокрушимость, крепость и мощь своего
Отечества, величие России. Большое внимание уделяет поэт исторической
судьбе своей родины. Блок вспоминает времена монголо-
татарского нашествия и заново переживает их:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Особенно выразительны эти настроения в поэме «Скифы». Поэтом
овладевает ностальгия по героическому прошлому нашего народа,
«дикой сказкой» он называет времена, давно канувшие в Лету.
Русских как нацию Блок считает потомками скифов — диких,
воинствующих племен, которые
… Держали щит меж двух враждебных рас —
Монголов и Европы!
Скифам «доступно вероломство», они же считают себя «послушными
холопами», им присуща любовь, «которая и жжет, и губит».
Видимо, поэтому, складываясь из подобных противоречий, так
необъяснима диалектика русского характера. Скифы воспринимаются
вначале грубыми и жестокими:
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?
Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы,
И усмирять рабынь строптивых…
Но за жестокими нравами, к которым вынуждала грубая действительность,
просматривается душа скифов, которым
.. .внятно все — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
От скифов наследуют русские присущее им миролюбие:
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем — братья!
Новым смыслом наполняются теперь для нас слова А. Блока:
«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…» Вторит
ему в этом и другой самобытный русский поэт- Сергей Есенин: «Моя
лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине».
Как и Блок, Есенин двойственно воспринимает свою родину.
С одной стороны, родина — это место, где он родился, это родная
деревня и «хата»:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Поэтому она мила поэтому, а чувства и думы его светлы и радостны:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Есенин любит и понимает старую, боговерную, патриархальную
Россию, которую и называет Русью:
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты-в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Вторая сторона его понятия родины житейская, но от этого не
менее близкой и родной становится для нас Русь:
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
Есенин не старается изменить или приукрасить облик своей отчизны:
он гордится, любуется и преклоняется перед ней естественной:
Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
Каким удивительным лиризмом пронизано каждое слово поэта:
Припаду к лопоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха!
Ключевой является его фраза о верности, приверженности России:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»
После Октябрьской революции, многое переоценив и переосмыслив,
С. Есенин с особым интересом обращается к близкой ему деревенской
действительности и передает свои переживания:
Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.
Разум побеждает эмоциональное разочарование:
Но голос мысли сердцу говорит:
«Опомнись! Чем же ты обижен?
Ведь это только новый свет горит
Другого поколения у хижин».
Но хотя поэт и признает право времени на движение и смену
исторических эпох, нарождение нового, он заявляет: «Все равно остался
я поэтом золотой, бревенчатой избы…»
Все самые теплые, самые нежные и, несомненно, самые искренние
слова посвятили Александр Блок и Сергей Есенин Родине.
В понимании, в сердце каждого из них она своя, прекрасная и неповторимая.
Вот почему стихотворения — посвящения Родине — такие
разные, но неизменно красивые и возвышенные.