1. Загадка женской души в литературе.
2. Неординарная личность Одинцовой.
3. Новый тип женщины в литературе.
Во все времена писателей интересовало состояние^ загадки женской души, отсюда такое большое разнообразие женских образов в русской литературе. Представительница слабого пола с ее подвижной психикой, склонностью к эмоциональному выражению собственных чувств представлялась авторам идеальным объектом для исследования и изучения, не говоря уже о таинственности и непредсказуемости именно русского женского характера. При этом каждый писатель наделял свою героиню теми качествами, которые бы хотел видеть в ней в идеале, в зависимости от того, какое место и предназначение в этой жизни он ей предусматривал.
К примеру, Л. Н. Толстой видел представительницу прекрасного пола в качестве хранительницы домашнего очага, матери многочисленного семейства. Именно такая участь была уготовлена его самой любимой героине Наташе Ростовой из романа «Война и мир» после замужества с Пьером. Если же женщина по тем или иным причинам не желала вписываться в строгие рамки, это сурово каралось справедливым возмездием. Достаточно вспомнить несчастную Анну Каренину, завершившую свою жизнь под колесами поезда.
Совсем иное мнение о предназначении женщин у другого великого мастера слова Ф. М. Достоевского. Он видел представительницу слабого пола прежде всего преданной спутницей мужчины, нежной и заботливой подругой, для которой возлюбленный и муж, и отец, и ребенок. Именно поэтому героини писателя склонны разделять мировоззрения своего избранника, а еще более мягко направлять, нравственно облагораживать его и заботиться о духовном развитии. Достоевский считал, что настоящая женщина по складу своего характера более остро способна ощутить несправедливость и ложь, а значит, она должна ограждать своего мужчину и своих близких от неприятностей, идти ради этого даже на самопожертвование.
В произведениях Н. В. Гоголя женщины, как правило, умны, задорны и держатся с мужчинами на равных. Они могли и схитрить, поплакав для дела, и проявить чудеса выдержки и бесстрашия. В целом это расчетливые особы, которым приходилось выживать в этом нелегком мужском мире. В большинстве рассказов А. П. Чехова представительница прекрасного пола выступала как легкое, воздушное создание. Многие его героини отличались миловидными личиками, детскими выходками и легкомысленностью. Но это совершенно не мешало им прекрасно разбиваться в событиях общественной жизни и верно оценивать обстановку. Блистая на балах и семейных торжествах, очаровывая сослуживцев и начальство мужа, прелестница нередко становилась чуть ли не единственным аргументом, продвигающим ее суженного вверх по карьерной лестнице.
У И. С. Тургенева, несомненно, было свое видение характера представительниц прекрасного пола. В своих произведениях он мастерски нарисовал немало женских образов, что послужило поводом для выделения среди реально существующих дам типа так называемой тургеневской девушки. Одной из ярких представительниц авторской галереи являлась Анна Сергеевна Одинцова из романа «Отцы и дети». С первых мгновений знакомства с героиней читатель может понять, что перед ним предстала сильная, неординарная и цельная личность. Она разительно отличается от городских дам своей уверенностью, чувством собственного достоинства, даже некоторой властностью. При первом же взгляде на нее Аркадий мгновенно сделал вывод, что «она много уже передумала и перечувствовала» в этой жизни. Его интуиция не подвела. Рано осиротевшей и оставшейся с малолетней сестрой на руках, Анне Сергеевне пришлось быстро повзрослеть и самой заняться небольшим имением, оставшимся в наследство, долгами отца и препятствиями, которые непременно всегда встречаются на пути неопытных девушек. Однако Одинцова не позволила отчаянию взять вверх. Она сама нашла выход из сложившегося положения: занялась хозяйственными делами, выписала престарелую тетку. Ради благополучия маленькой семьи Анна Сергеевна вышла замуж за богатого старика, который вскоре оставил ей хорошее наследство. Молодая женщина с несвойственной многим дамам высшего света рассудительностью взялась за управление своих владений и даже ввела в своем имении строгий порядок, полагая, что без этого в деревне «со скуки умрешь». Анна Сергеевна сразу поразила главных героев своим умом, независимостью, отсутствием предрассудков, а также равнодушием к различным сплетням и пересудам, распространяющимся по местному светскому обществу: «Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения». Молодая женщина, сознательно поселившаяся в деревне, сторонилась городской суеты, редко показывалась на балах, однако живо интересовалась всеми новыми идеями и достижениями науки. Отличаясь прекрасным образованием, она старалась вести свое хозяйство в ногу со временем. Для сего даже выписывала из столицы и внимательно изучала некоторые научные издания. Безусловно, ее внимание не мог не привлечь новый молодой человек, отличающийся суждениями, идущими вразрез общепринятых представлений. Молодых людей сближало то, что каждый из них старался жить своим умом, не признавая общественные авторитеты.
Однако Анна Сергеевна быстро рассмотрела в Базарове бунтаря, который никогда не удовлетворится спокойной и размеренной жизнью, так оберегаемой женщиной. Добившись определенной внешней и внутренней гармонии, Одинцова сильно дорожила этим своим состоянием: «Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть… Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них». Свое спокойствие и благополучие Одинцова ставила на первое место. Именно поэтому женщина никогда не позволяла себе увлекаться чем или кем-либо: «Раз она где-то за границей встретила молодого, красивого шведа с рыцарским выражением лица, с честными голубыми глазами под открытым лбом; он произвел на нее сильное впечатление, но это не помешало ей вернуться в Россию». Ее боязнь разрушить однажды уже созданную гармонию и рассудочность в самом зародыше гасит ее душевные порывы.
Анна Сергеевна производит впечатление холодной неприступной особы. «Эко, как она себя заморозила», — подмечает Базаров при знакомстве с этой женщиной. Однако по-другому, Одинцова возможно бы и не выжила. Ей пришлось принять такой стиль поведения, чтобы с одной стороны вполне сносно уживаться в окружающем мире с другими его обитателями, а с другой духовно не чувствовать себя в чем-то ущербной, оставить себе пространство для внутреннего развития. Вполне понятно, почему временами Анна Сергеевна чувствует себя одинокой. Ей, как и любой женщине, хотелось бы настоящей любви, сильных чувств и увлечений, о чем она и говорит Базарову. Однако это могло бы угрожать устроенности ее жизни, поэтому минутная слабость быстро преодолевается и не оставляет никаких следов в ее душе: «Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельно стройном и спокойном теле».
Таким образом, можно сделать вывод, что Тургенев воспринимал женщин, как равных себе по складу ума и положений, он оставлял за ними право на свободолюбие и независимость. Именно такие характеры были ему интересны. С цельной натурой, рассудительной и спокойной, на любое явление жизни имеющей свое собственное мнение, всегда приятнее иметь дело, нежели с прелестной, но легкомысленной кокеткой. В произведениях Тургенева явно просматривалось и такое общественное явление XIX века, как женская эмансипации. Прекрасные дамы становились более независимыми от мужчин. Они довольно трезво понимали, что удачное замужество просто необходимо любой женщине, поскольку способно придать некоторый вес в обществе. Однако добившись определенного благосостояния, они были склонны отказаться от брачного союза, освещенного церковью.
Эти женщины прекрасно знали себе цену и не позволяли чувствам взять верх над разумом. То есть в России складывался совершенно новый тип женщин, способных прекрасно обходиться без сильной половины, самостоятельно управлять хозяйством, и обретать экономическую независимость.