Базаров в романе — весь в искании, движении, пути. Его “неутомимая жажда совершенства” не дает ему принять как ответ, как решение, как итог ничего из того, что предлагают ему люди, природа и сама жизнь. Это хорошо почувствовал Писарев. Говоря коротко, Базаров знает, чему сказать нет, но не может принять ни одно из тех да, которые претендуют на да.
Путь Базарова к цели — “горькая, бобыльная жизнь”. Это сознательный, личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным. И действительно, так признать конечность своего бытия, как делает это тургеневский Базаров, дано не каждому, но только необыкновенной сильной личности, в которой торжествует свободный дух. Умирающему Базарову больно сознавать себя «червяком полураздавпенным», являть собой «безобразное зрелище”. Однако то, что он сумел много достичь на своем пути, успел прикоснуться к абсолютным ценностям человеческого бытия, дает ему силы достойно посмотреть в глаза смерти, достойно дожить до минуты беспамятства. Больше того, на пороге небытия он может позволить себе обнаружить то, что в нем так долго таилось. ” Ситуация смерти дает тургеневекому герою право быть таким, каким, возможно, он был всегда, — сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить … Но в том-то и заключается неповторимость тургеневского Базарова, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную роковую, трагическую — базаровскую — судьбу.