Вы находитесь: Главная страница> Тургенев Иван> Образ Базарова. Сила и бессилие героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Сочинение на тему «Образ Базарова. Сила и бессилие героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»»

Ломать — не строить.
Семь раз отмерь — один раз отрежь.
Пословицы
Евгений Базаров — моя противоположность. В его характере было, казалось, многое из того, за что можно уважать человека и чем восхищаться в литературном герое: ум, самобытность, физическая сила, уверенность в себе, огромная работоспособность. Этот нигилист в споре побивает аристократа Павла Петровича Кирсанова, умеет заставить других слушать себя, уважать свою точку зрения. В чем же дело, почему он так неприятен мне?.. И только готовясь к экзамену по литературе, я ясно понял, что отталкивало меня в этом тургеневском герое: эгоизм и себялюбие, отсутствие жалости и доброты к другим.
Евгений Базаров не похож на других известных мне литературных героев, созданных писателями 19 века. Онегина, Печорина, Пьера Безухова, Андрея Болконского я не могу поставить рядом с ним. Пожалуй, только герои Чернышевского Лопухов и Кирсанов отчасти напоминают нигилиста, но даже они и «мрачное чудовище» Рахметов кажутся мне более человечными. Есть какое-то сходство в мировоззрении между Базаровым и Расколь- никовым, но если Родион Романович постоянно сомневается, мучается и страдает, то Евгений Васильевич точно кремень.
Не похож Базаров и на других тургеневских персонажей. Писатель сам признавал этот факт. С Рудиным, Инсаровым героя «Отцов и детей» не сравнить. Посмотрим, кто же он.
«Мужчина должен быть свиреп», — приводит Базаров в разговоре с Кирсановым «отличную испанскую поговорку». И он весь в этом. Тургенев неоднократно подчеркивает в нем неудержимую, грубую, резкую натуру. Даже любовь, страсть в нем бьется «сильная и тяжелая», похожая на злобу, а может быть, родственная злобе. Недаром же Одинцовой он внушает вместе с уважением страх. Родился Евгений Васильевич с такой сильной натурой, склонной повелевать людьми, держать их в нравственном подчинении, принимать их услуги, словно делая им одолжение, или же сказалось то, что он «самоломанный», всего достигал сам? Но, как бы то ни было, этот сын военного лекаря — личность очень сильная и незаурядная по всем статьям, будущий вожак. Но вот вопрос, а какое движение возглавит он?
Еще два года назад, разбирая роман Тургенева в школе, мы спокойно принимали на веру то, что Базаров и ему подобные — люди, готовящие революцию. Но сегодня, когда я стал немного взрослее, чтобы задуматься о том, что происходит у нас в стране, и когда я побольше узнал о революционерах, я думаю, что многое неправильно в рассуждениях этого нигилиста.
В чем его сила? В том, что он представитель нового времени. Аристократы, наподобие Павла Петровича, отжили свое. Они прекрасно жили за чужой счет, но с их помощью страна отстала от Европы. Нужны новые люди и новые идеи. Евгений Базаров на протяжении всего романа и являет нам эту новую идею. Если внимательно вглядеться, то можно уловить и сходство между тем временем, что описывает Тургенев, и нашим. Сегодня также старые идеи, а вместе с ними и руководители коммунистической партии ушли вы прошлое. Нужно проводить реформы, вытаскивать страну из болота. О том, как это делать, и идут бесконечные споры.
В чем слабость Базарова? На мой взгляд, главная его слабость в том, что он только отрицает, он не несет ничего положительного. А как людям жить с одним отрицанием? Сегодня тоже много людей, которые отлично критикуют старое, прекрасно доказывают, что очень много надо менять, но ничего путного предложить, а тем более сделать, не могут. У них, как в стихах Некрасова, получается: «если до дела коснется, то беда, мир виноват в неудачах тогда». А Евгений Базаров присвоил себе «титул» нигилиста и все отрицает: религию, науку, семью, нравственность и т.п. Особенно жутко становится, когда вдумаешься, что ведь он отрицает и такие вещи, как искусство, любовь. Разумеется, жизнь богаче его идей, и сам же «теоретик» влюбляется «глупо, безумно». Пока Евгений Базаров рассуждает об этом в столовой Кирсановых или в гостиной Одинцовой, это его дело, его причуда. Но сели он придет к власти? А именно такие к ней и рвутся…
Я вспоминаю знаменитое место в споре Кирсанова с Базаровым. Николай Петрович спрашивает, почему Базаров и его единомышленники все отрицают, а по сути, разрушают, но ничего не строят? Ведь надобно строить? Базаров с гордостью отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить». И мне невольно хочется вступить в спор. Спросить о том, как же можно что-то рушить, не получив одобрения того, кто живет в этом строении? Как можно ломать, не имея четкого плана, что и как строить? Не так ли у нас после 1917 года усилено ломали, чтобы «место расчистить», восклицая: «Мы наш, мы новый мир построим!», а потом оказалось; что «архитекторы-то» безграмотные и преступники к тому же?
Может быть, кому-то такие герои нравятся. Но для меня садовод, возделывающий свой маленький садик, неграмотная старушка, присматривающая за малышами, гораздо более «герои», чем Базаров. Ведь они в меру своих сил создают, а он разрушает. Как же это ломать, не зная даже почему? Павел Петрович справедливо не может этого понять. И ему отвечает «молодой ученик» Базарова Аркадий: «Мы ломаем, потому что мы — сила». А сила, по его мнению, не дает отчета. Мне очень бы не хотелось, чтобы на смену старым правителям пришли новые, которые считают главным своим долгом только «место расчистить», а не строить новое. Ведь на этом месте мы с вами живем…
И мне нечего добавить к мысли Павла Петровича о том, что последний музыкант, которому дают за вечер пять копеек, полезнее таких, как Базаров, потому что он представитель цивилизации, а не грубой монгольской силы.
Изучая литературу первой половины 19 века, мы говорили об особых литературных героях — «лишних людях» Онегине, Печорине. К ним, как известно, относят и тургеневского Рудина. Но если рассудить, то и Базаров относится к тому же «разряду». Ведь кроме разрушения, у него нет больше никакого дела…