Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», впервые появляется в экспозиционной части повествования — в сцене встречи после долгой разлуки друга Евгения, Аркадия Кирсанова, со своим отцом, Николаем Пет¬ровичем. В отличие от Кирсановых, Базаров не богат и не родо¬вит, однако держится подчеркнуто независимо — он не сразу подает руку Николаю Петровичу, курит крепчайший табак, не заботясь о том, нравится ли это окружающим. Во внешнем об¬лике Базарова автор отмечает черты, указывающие на «кресть¬янское» происхождение героя: крупная голова, «беспородный» нос, красные руки человека, знакомого с физической работой. Появление Базарова в доме Кирсановых вызывает раздражение не только у аристократа Павла Петровича, дяди Аркадия, но и у старого слуги. Для Павла Кирсанова оскорбительны дурные ма¬неры «лекаря», его странный балахон, длинные волосы. Если внешность Базарова оскорбляет эстетические чувства Павла Петровича, то взгляды и убеждения «нигилиста» он восприни¬мает как покушение на саму идею культуры. Павел Кирсанов начинает идейный поединок с «материалистом», в полемику с Базаровым оказываются в той или иной мере вовлечены и дру¬гие персонажи романа, включая автора.
В спорах с Павлом Петровичем Базаров раскрывается как незаурядная, яркая, не зависимая в своих суждениях личность, и в то же время обнаруживаются такие его черты, как излишняя самоуверенность, склонность к безапелляционным суждениям. Он считает себя носителем правды, претендует на полное зна¬ние народной жизни, ее истинных потребностей и потому пре¬небрежительно относится к мнению «барчуков проклятых» — в первую очередь к мнению Павла Кирсанова, выразителя «бар¬ской» идеологии. Павел Петрович говорит о необходимости ува¬жать авторитеты — Базарову ненавистны какие бы то ни было авторитеты, догмы, традиции. Слово «принцип» лишено для него смысла, в то время как Кирсанов утверждает, что без «принсипов» могут жить лишь безнравственные люди. Павел Петро¬вич упоминает Шиллера и Гёте — Базаров восклицает: «Поря¬дочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!»
Базаров рассуждает с позиций ученого-практика. Для него очевидно, что развитие науки остановится, если «общепризнан¬ные» истины не будут подвергаться проверке сомнением. Как черта научного мировоззрения, такая точка зрения разумна и оправданна. Однако когда нигилизм Базарова распространяет¬ся на сферу гуманитарного знания или на область искусства, становится очевидной ущербность его «нигилизма». Отрицание дворянского искусства перерастает у него в отрицание всякого искусства, в эстетическую слепоту. Насмешливое отношение к романтической любви приводит к шокирующим своей цинич¬ностью утверждениям, что любовь есть чувство, объясняемое ис¬ключительно физиологическим влечением. Отрицание любых авторитетов сказывается на отношениях Базарова с родителя¬ми: любя отца, Евгений говорит о нем в недопустимо высокомер¬ном и пренебрежительном тоне.
В базаровском складе ума проявляются узнаваемые черты противоречивого русского характера: духовная энергия и неспо¬собность обустроить свою жизнь, жажда истины и готовность доходить до крайностей в отрицании («надо всем глумиться», по выражению Павла Кирсанова). Но прежде всего противоре¬чие заключается в том, что в Евгении скрыто присутствует мно¬гое из того, что он отрицает: и способность любить, и «роман¬тизм», и народное начало, и семейные чувства, и умение ценить красоту и поэзию. Поэтому, отдавшись соблазну нигилизма, ге¬рой ставит рискованный эксперимент над собственной душой и в конечном счете навлекает на себя трагическое возмездие.
Взаимоотношения с Одинцовой разрушают и обесценивают «материалистические» представления Базарова о природе люб¬ви. С одной стороны, Базаров остается убежденным противни¬ком «романтических», возвышенных чувств, с другой — откры¬вает в себе, с досадой и растерянностью, волнение, робость, даже благоговение перед пленившей его женщиной. Простое объяс¬нение любви как инстинктивного влечения не выдерживает «эк¬спериментальной проверки», однако для героя немыслим отказ от прежних представлений. Он убеждает себя в том, что его пе¬реживания — досадная случайность, «глупость», своего рода болезнь.
Интрига, которую затевает Базаров с Фенечкой, — еще одна попытка Базарова доказать себе, что в любовных отношениях, основанных на простом, чувственном влечении, никаких особен¬ных «тайн» не существует. Но эта попытка также завершается опровержением «теории» героя. Даже наивную и простодушную Фенечку оскорбляет «простота» ухаживаний Базарова.
Позднее — незадолго до своей смерти — Базаров ощутит потребность и в поэзии, и в философии, и в романтической люб¬ви. Смелый «анатом» и «физиолог», так веривший в силу науки, смертельно заболевает, заразившись при вскрытии трупа мужи¬ка. Перед лицом смерти медицина и естественные науки обна¬ружили свое бессилие и оставили героя наедине с собой. Иные (отрицаемые им прежде) силы укрепляют его дух в последнем испытании. Умирающий Базаров думает не о себе, а о своих ро¬дителях, готовя их к ужасному концу. Прощаясь со своей воз¬любленной, он говорит языком поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
На протяжении романа автор ни разу прямо не высказывает своего отношения к Евгению, не дает ему оценки. Однако об отношении писателя к своему герою мы можем судить по тем художественным средствам, к которым прибегает Тургенев. Так, насмешливые реплики Базарова в адрес музицирующего Нико¬лая Петровича предваряются словами автора: «…медом разли¬валась по воздуху сладостная мелодия»; высказыванию Базаро¬ва о природе, которая, с точки зрения «нигилиста», не храм, а мастерская, противостоит проникновенное описание вечернего пейзажа, увиденного глазами Николая Петровича. Автор, безус¬ловно, солидарен с Николаем Петровичем, когда тот мысленно восклицает: «Но отвергать поэзию?.. Не сочувствовать художе¬ству, природе?..» Посредством такого рода композиционных приемов писатель косвенно участвует в полемике между носи¬телями дворянской культуры в лице Кирсановых, и новой ин¬теллигенцией в лице разночинца Базарова.
Будучи аристократом и человеком искусства, Тургенев, безусловно, не может разделять взглядов Базарова на дворянс¬кую культуру в целом. Вместе с тем он принимает сторону Ба¬зарова, когда тот с презрением говорит о праздности помещиков, их склонности к бесплодной, не подтверждаемой делами болтов¬не. Отсюда беспощадная авторская реплика в десятой главе: «Ар¬кадий сибаритствовал, Базаров работал».
Автор рассматривает своего героя в контексте происходящих в обществе социальных перемен, связанных с реформой 1861 года. Тургенев показывает, что базаровское отрицание пи¬тается духом народного недовольства. Не случайно герой появ¬ляется в романе на фоне развернутого описания пореформенной деревни, находящейся на грани социальной катастрофы. Крес¬тьянский фон романа связывает нигилизм с социальным небла¬гополучием всей русской жизни.
Незадолго до окончания романа Тургенев писал: «Со времен древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы». Этот принцип античной трагедии положен в основу «Отцов и детей», он лежит и в основе образа Базарова. Герой прав, но прав «до известной степени». Избрав главным героем своего произведе¬ния разночинца и «нигилиста», Тургенев указал на появление в русской жизни нового социального персонажа и изобразил его как яркую, противоречивую и, в конечном счете, трагическую фигуру.