Никто, кажется, не подозревает,
что я попытался в Базарове представить
трагическое лицо, а все толкуют: зачем он так
дурен? или — зачем он так хорош?И. С. Тургенев
Особенностью И. С. Тургенева как писателя является его необычайная чуткость к вопросам, волнующим общество в то или иное время. Почти в каждом романе автор поднимает важные общественные проблемы. Так, например, в своих произведениях «Новь» и «Дым», а также в некоторых других, напечатанных в восьмидесятые годы, писатель говорит о нарождающемся движении народников; в романе «Отцы и дети» обращает внимание читателя на такое явление, как нигилизм. Почти в каждом своем произведении автор как бы невзначай упоминает время описываемых событий для того, чтобы читатель мог воссоздать общественный фон, на котором происходит действие романа. «Отцы и дети» приурочены к шестидесятым годам XIX века.
В это время в России начинается второй период русского освободительного движения — революционно-демократический. После восстания декабристов около тридцати лет длилась эпоха реакции. Народ был напуган, лучшие люди были сосланы в Сибирь, и не многие из них вернулись в столицу.
На смену им приходят разночинцы. Они были представителями различных сословий: дети священников, чиновников, ремесленников, мелкопоместных дворян. Из этих людей, различных по взглядам и свободных от сословных предрассудков, формировались революционеры-демократы. В шестидесятых годах между ними и либералами произошел раскол по крестьянскому вопросу. Время было очень бурное. Студенческие выступления, в журналах и газетах стали появляться гневные статьи передовых людей, направленные на защиту народа. Все эти события отразились на формировании взглядов героев, их отношения к жизни и к себе.
Действие романа «Отцы и дети» относится именно к этому периоду: два года остается до отмены крепостного права. Образованные люди понимают, что нужно что-то изменить в жизни крестьян, больше так продолжаться не может. Этих взглядов придерживается и главный герой романа Базаров.
Сразу видно отличие этого человека от окружающих: прямота взглядов, независимый образ мыслей, отрицание всех принципов и законов жизни. Он нигилист, «который ко всему относится с критической точки зрения», «который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».
С одной стороны, простительно Базарову не признавать авторитетов. Даже в Библии сказано: «Не сотвори кумира».
Но с другой стороны, его нигилизм порой доходит до совершенной глупости. Как, например, его отрицание поэзии, живописи. («Рафаэль гроша медного не стоит», «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»). Это поражает окружающих. «Но отвергать поэзию?., не сочувствовать художеству, природе?» — потрясен Николай Петрович Кирсанов.
Базаров во многом ошибался, отвергая любовь, жалость, нежность и другие человеческие чувства, смеялся над ними, презрительно называя их «романтизмом». Порой он сам себе противоречит. Так, например, в разговоре с Одинцовой Базаров говорит: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». А чуть позже Евгений скажет: «Всякий человек — загадка».
Базарова ни в коем случае нельзя назвать «лишним человеком». В отличие от Онегина и Печорина он не скучает, а много работает. Это — очень деятельный человек, у него «в душе силы необъятные». Одной работы ему мало. Чтобы действительно жить, а не влачить жалкое существование, как будто отбывая наказание на земле, как, например, Онегин и Печорин, такому человеку нужна философия жизни, ее цель.
Базаров не может подавлять в себе простые человеческие чувства. И чем дальше он пытается сделать это, тем яростнее они прорываются наружу. Примером этому может служить неистовая любовь Евгения к Одинцовой. Это чувство «мучило и бесило» его, но любовь оказалась безответной. Его «страстное, грешное, бунтующее сердце» натолкнулось на холодный отказ. Это напоминает такую же ситуацию у Онегина и Татьяны, Печорина и княжны Мери. Только с тем отличием, что на этот раз женская и мужская роли поменялись местами.
Создается впечатление, что какие-то внешние силы наказывают Базарова за его попытку перевернуть весь мир, за его отрицание естественных вещей.
У Базарова больное самолюбие. «И самолюбие какое-то противное», — говорит о нем Павел Петрович Кирсанов. Писарев в своей статье «Базаров» пишет об этом следующее: «Базаров чрезвычайно самолюбив, но самолюбие его незаметно именно вследствие своей громадности. Он так полон собою и так непоколебимо-высоко стоит в собственных глазах, что делается почти совершенно равнодушным к мнению других людей». Именно вследствие своего равнодушия он не любит высказывать свои мысли, спорить с кем-либо. Евгений в этом не нуждается, так как ему нет необходимости доказывать свою правоту: он стоит выше всего этого. У этого человека есть собственное мнение, которым он чрезвычайно дорожит, и ему все равно, думают ли так же окружающие.
Кроме того, Базаров — циник. По словам Писарева, «в цинизме Базарова можно различить две стороны — внутреннюю и внешнюю: цинизм мыслей и чувств и цинизм манер и выражений». Отсюда его развязность и независимость поведения. Павла Петровича возмущало это: «Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». Сам Евгений стоит выше предрассудков, касающихся сословий. Ему безразлично, какое у человека происхождение, к какому классу он принадлежит, потому что на всех людей Базаров смотрит «сверху вниз и даже редко дает себе труд скрывать свои полупокровительственные отношения…» Хотя Евгений и гордится тем, что дед его «землю пахал».
Базаров ни в ком не нуждается, он одинок в этом мире, но не чувствует своего одиночества. Писарев писал об этом: «Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело от этого одиночества, он весь поглощен собою и работою».
Базаров так же, как Онегин и Печорин, живет в пустоте, в «безвоздушном пространстве». Но это не тяготит его. «Ему не требуется «сочувствие и понимание других людей. Но в то же время он как-то сказал Аркадию: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Так же, как и другой человек, Базаров не может жить отдельно от общества: его волнуют проблемы России. Евгений отвергает существующее устройство нашей страны. У него нет определенной программы для изменения социального строя и жизни всех людей. «И если он называется нигилистом, то надо читать — революционером», — писал об этом Тургенев. И так как Базаров — «человек сильный по уму и по характеру», то можно сделать вывод, что он стал бы хорошим революционером, борцом за интересы крестьян, останься он в живых.
Но Базаров умирает. По словам Писарева, «умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг». В чем же он заключался? Перед лицом смерти даже самые сильные люди начинают обманывать себя, тешить несбыточными надеждами. Но Базаров смело смотрит в глаза неизбежности и не боится ее. Он только думает о тех страданиях, которые принес своим родителям. Думает он и об Одинцовой.
Несмотря на то, что Евгений всеми силами души пытался забыть свою любовь, отречься от любимой женщины, он до конца жизни не может этого сделать. Ему не страшно, а обидно, что он умирает. Говорит перед смертью родителям: «Сила-то, сила… вся еще тут, а надо умирать!.. Старик, тот, по крайней мере, успеет отвыкнуть от жизни, а я… Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает — и баста».
Базаров думает, что жизнь его была бесполезна, потому что не принес никакой пользы Родине. И мысль, что он не нужен России, доставляет ему много страданий перед смертью: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…»
Но Базаров ошибался в этом. Умные, образованные, думающие люди необходимы стране так же, как и обыкновенные рабочие и крестьяне. Писарев был уверен, что будущее принадлежит новым людям, таким, как Базаров, а не уходящему со сцены дворянству.