Вы находитесь: Главная страница> Тургенев Иван> Образ главного героя в романе И. С. Тургенева "Рудин"

Сочинение на тему «Образ главного героя в романе И. С. Тургенева «Рудин»»

Более ста лет прошло с тех пор, как появился роман И. С. Тургенева «Рудин», а он и по сей день с увлечением читается и перечитывается всеми, кому дорога русская классическая литература. Непревзойденный мастер слова оставил произведение, проникнутое гуманными и благородными чувствами, где перед нами оживают картины прошлой жизни нашего общества.

К работе над романом Тургенев приступил в 1855 году в разгар Крымской войны. Смерть Николая I возродила надежды и силы передовых людей, открыла возможность более глубокого изображения жизни России перед писателями.

Рудин должен был явиться, по мысли автора, завершающей типической фигурой передового дворянского интеллигента сороковых годов со всеми сильными и слабыми сторонами его натуры. Он знаменовал собою следующий этап в развитии общества: «В нем все ново, от его идей до его поступков, от его характера до его привычек», — писал Чернышевский о Рудине.

Духовная жизнь Рудина гораздо разностороннее и богаче по сравнению с внутренним миром его предшественников. Он широко образован, эстетически развит, впитал в себя главнейшие веяния философской мысли того времени и проникнут важными интересами современного общества. Вера в науку, в необходимость знаний, стремление к истине и свободе возвышают Рудина над окружающими. Он обладает замечательным даром красноречия, способностью заражать своим энтузиазмом и увлекать возвышенными идеями. «Этот человек не только умел потрясти тебя, он с места тебя сдвигал, он не давал тебе останавливаться, он до основания переворачивал, зажигал тебя!» — так отзывался о Дмитрии Рудине его юный поклонник студент Басистое.

Тургенев подвергает своего героя главному испытанию -любовью. Юная Наталья Ласунская готова идти за Дмитрием Рудиным безоглядно на любые жертвы, так как принимает полные энтузиазма речи героя за его дела. Но Наталья ошибается: годы отвлеченной философской работы иссушили в Рудине живые источники сердца и души. И потому первое возникшее на его пути препятствие — отказ Дарьи Михайловны Ласунской выдать дочь за бедного человека — приводит Рудина в полное замешательство. В ответ на любовные порывы Натальи он говорит упавшим голосом: «Надо покориться». Герой не выдерживает испытания любовью, обнаруживает свою человеческую неполноценность.

Время сгладило остроту первого страдания Натальи, но участь самого Рудина сложилась горше. Богатые задатки его натуры, его ум, способности, знания пропадали впустую. Он не умел найти им правильного применения, не знал, как претворить в жизнь свои идеи, да и в самих идеях его не было ясности. Рудин замахивается на заведомо неисполнимые дела: перестроить в одиночку всю систему преподавания в гимназии, сделать судоходной реку, не считаясь с интересами владельцев маленьких мельниц на ней. Это была не вина, а беда его. «Нас бы очень далеко повело, — говорится в романе, — если бы мы хотели разобраться, отчего у нас являются Рудины». Их создала эпоха, среда, исторические условия. В Рудине отражается трагическая судьба человека тургеневского поколения, воспитанного философским немецким идеализмом. Этот идеализм окрылял, рождал веру в прогресс. Но уход в отвлеченное мышление не мог не повлечь отрицательных последствий: умозрительность, слабое знакомство с практической стороной человеческой жизни. Несчастье людей типа Рудина заключалось в том, что они были оторваны от народа, задавленного рабством и нищетой.

Все планы и замыслы Рудина рушились один за другим. В конце романа он предстает перед нами бесприютным скитальцем, гонимым властями, измученным неудачами.

Финал романа героичен и трагичен одновременно. Рудин гибнет на парижских баррикадах 1848 года. Верный своей «гениальности» без «натуры», он появляется здесь тогда, когда восстание национальных мастерских уже подавлено. Дмитрий Рудин поднимается на баррикаду с красным знаменем в одной руке и с кривой и тупой саблей в другой. Сраженный пулей, он падает замертво, а отступающие рабочие принимают его за поляка.

Один из героев романа говорит: «Несчастье Рудина состоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится!»

В письмах к друзьям Тургенев не раз подчеркивал, что ни над одним из прежних произведений он не хлопотал и не трудился с таким усердием, с такой «любовью и обдуманностью», как над «Рудиным». И судьба Рудина трагична, но не безнадежна, своей гибелью «гениальная натура» отстаивает ценность вечного поиска истины и высоту героического порыва.