Образ Григория Мелехова является ключевым в эпопее Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». О Григории не сразу скажешь, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, пролил кровь людей, шедших в бой под красным знаменем или под лозунгами спасения России от большевистской заразы. Не удивительно, что именно этот герой вызывал и до сих пор вызывает столько споров. Но в наши дни он воспринимается не просто заблудившимся на перепутьях истории казаком, а олицетворением судьбы всей тысячелетней России, обреченной на гибель в новом мире.
Перечитывая снова и снова «Тихий Дон», убеждаешься, что сводить такое сложное явление, как судьба Григория Мелехова, к однозначной формуле, значит заранее обречь себя на неудачу Разве формула «трагедия заблуждения», противопоставленная формуле «трагедия вины», совершенно зачеркивает последнюю? Конечно, нет. Смягчает, но не устраняет. В битве за белую или красную идею Григорий срубил не одну честную голову. И за его головой гонялся не один поборник «красной» идеи, потому что противостояние проходило в честном бою. Его метания и заблуждения не могут не повлечь за собой вины, за которую надо отвечать перед совестью и Богом. Трагедия героя осложняется далее тем, что зигзагообразный жизненный путь Григория превращает и величайшее благо — дар, талант — также в источник трагедии.
Григорий необыкновенно талантлив. Полуграмотный казак, он становится орденоносцем, царским офицером и красным командиром, умело командует белой дивизией и тонко ведет партизанскую борьбу в банде Фомина. В Великую Отечественную войну он наверняка мог стать командармом или даже командующим фронтом, если бы не неизбежная гибель его от расстрела или от голода в сталинских лагерях, как кара небесная ожидавшая его. Он один из тех бесчисленных талантов (философов, ученых, художников и военачальников), перемолотых в большевистской мясорубке.
Он не честолюбив и не кичится своим офицерством, считая, что оно получено «по нечаянности». Он благороден и способен на тонкие душевные переживания (истерика после убийства им красных матросов в честном бою). Таланты нужны Советской России, но раболепные таланты, если главным стратегом и полководцем всех времен и народов до самой своей смерти оставался Сталин. Новый строй отрицает права человека и свободу личности. СССР — царство серости под водительством амбициозных недоучек и «серых» кардиналов. Герой обречен, как и все яркие личности при коммунизме, где главенствует толпа, олицетворение посредственности.
Что же представляет собой главный герой «Тихого Дона» и как понять его загадочную судьбу с позиций человека третьего тысячелетия? Герой этот чаще всего вызывает симпатию, наше сочувствие, и даже горячее участие в его судьбе, — обаянием человечности, как толстовский Хаджи-Мурат, еще один ярый и непримиримый противник европейской цивилизации и в первую очередь — ненавистник всего русского, но сумевший пойти на разумный компромисс с завоевателями. Григорий с Хаджи-Муратом чем-то неуловимо схожи, даже во внешности.
История перед рядовым и необразованным казаком поставила вопрос о выборе духовных ценностей. Для Григория это в первую очередь вопрос о месте русского казачества в стремительно преобразующейся жизни в новой России. Ответить на вопрос «С кем ты?» Григорию оказалось труднее, чем Кошевому или Ивану Алексеевичу, для которых крушение царской России виделось панацеей от всех социальных неустройств. Григорий выбрал старозаветную Россию, поэтому и оказался он участником белоказачье- го восстания. Не случайно Григорий часто вспоминает сказку о богатыре на распутье.
Тип Григория Мелехова хорошо известен в русской литературе. Это тип правдоискателя, но не праведника, а грешника. Он, так сказать, вероотступник и клятвопреступник, но ведь таким были и библейский блудный сын, и святой Петр. И никому из них не заказан путь в царство небесное. А вот путь в бесчеловечную советскую жизнь ему навек заказан. Большевики отправляли в лагерь или на тот свет и за меньшие прегрешения, а уж Григорий столько всего наворотил!
Искренние поиски правды не могут не вызвать сочувствия. Шолохов проводит своего героя по кругам иллюзорных искушений и приговаривает к гибели его в полном соответствии с исторической закономерностью — старой России уже никогда не бывать, а в новой русскому человеку уже никогда не будет места. Человек должен стать советским или сойти с исторической арены.
Шолохов ничего не смягчает. Сочувствуя герою, он не стано- вится на его позицию. Но и не выносит приговора с высот победившего класса — пролетариата. Поле зрения автора шире и выше. Шолохов объективен, народен и этичен. Он сочувствует герою, потому что видит в нем, в людях его склада наиболее ему симпатичные человеческие задатки — честность, талантливость, отзывчивость. Все это — черты народные. Шолохов наверняка в образе своего главного героя бессознательно отразил метания собственной души. И вся дальнейшая жизнь Шолохова с его конфликтами в ЦК КПСС и травлей «дознавателей истины» с выдумкой о «плагиате» писателя доказывает правомерность таких суждений.