Вы находитесь: Главная страница> Тютчев Федор> Образ хаоса в лирике Ф.И. Тютчева 2

Сочинение на тему «Образ хаоса в лирике Ф.И. Тютчева 2»

Образ хаоса предстает перед нами во многих стихотворениях Тютчева. Он представляет хаос как землю и противопоставляет его небу, то есть космосу. Это направление поддержали и современные поэты — такие, как Цой и Кинчев. Например, у Цоя есть такие строки: «Между Землей и Небом война». Образ хаоса появляется в виде тьмы, океана, души, бездны, ночи. Критик Лаврецкий отозвался об образе хаоса в творчестве Тютчева так: «Хаос, по Тютчеву, — бесформенная и безличная, темная, слепая, неорганизованная и зыбкая, как библейские воды, кипящая, дурная основа Мира. Из этой грубой ткани созидается риза богов, красочный, многообразный мир форм. Они образуются именно этой, по существу бесформенной материей. Заставляет в известной форме на время, и может разрушить форму и вернуться к прежнему, безобразному состоянию. Личная, как хрупкая, как совершенно не реальная по сравнению с вечной материей, нечто противоположное ей, непреходящей и всемогущей».
Рассмотрим образ хаоса по некоторым стихотворениям.
Одним из самых ярких стихотворений, где присутствует образ хаоса, является «Последний катаклизм».
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
В самом названии заложен мотив хаоса. Та же беспорядочность, суета пронизывает все стихотворение.
В стихотворении «Безумие» отчетливо виден образ хаоса.
Беспорядочность Тютчев описывает через метафоры:
Слился, как дым, небесный свод…
…Безумье жалкое живет.
Образ хаоса у Тютчева тесно связан с мотивом гидрофилии:
И мнит, что слышит струй кипенье,
Что слышит ток подземных вод,
И колыбельное их пенье,
И шумный из земли исход!
В стихотворении «29-е января» образ хаоса выражен во тьме.
«Но ты, в безвременную тьму…»
Тютчев рисует образ хаоса в виде Моря. Опять же хаос тесно связан с гидрофилией.
И бунтует, и плачет,
Хлещет, свищет, и рвет…
В стихотворении «Море и утес» Тютчев противопоставляет Море — хаос утесу — состоянию покоя.
Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой, —
Но спокойный и надменный…
Так же в образ хаоса Тютчев вписывает судьбу человека.
Судьба, как вихрь, людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Что нужды ей?.. Вперед, вперед!
Бездна в глазах Тютчева представляет собой что-то непонятное, невероятное, без смысла. Можно сказать, что бездна олицетворяет хаос.
Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!
В стихотворении «Сон на море» Тютчев говорит о хаосе в открытую.
…Я в хаосе звуков лежал оглушен,
Но над хаосом звуков носился мой сон…
Тут Тютчев говорит, что тело — это земная принадлежность, которая растворяется в хаосе, а душа выше хаоса, она находится в космосе, когда тело мертво. Так что тут сон упоминается как смерть.
О своеобразии творчества Тютчева, что для него первоначально важно, говорит Соловьев: «Но и сам Гете не захватывал, быть может, так глубоко, как наш поэт, темный корень мирового бытия, не чувствовал так сильно и не сознавал так ясно ту таинственную основу всякой жизни, — природной и человеческой, — основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества». Здесь Тютчев действительно является вполне своеобразным и если не единственным, то, наверное, самым сильным во всей поэтической литературе.
В этом пункте — ключ ко всей его поэзии, источник ее содержательности и оригинальной прелести».
Я думаю, что образ хаоса является одним из важнейших компонентов лирики Тютчева. Он один из первых поэтов, который стал противопоставлять Космос хаосу, или небо земле. И это направление поддерживают современные поэты.